(Курак корпе, или лоскутное одеяло в творческом  мироощущении народов снг)

Прошло 30 лет независимости в странах постсоветского пространства, и этот период пришелся на стык двух тысячелетий. В эти три десятилетия уместилось столько всего, что казалось не осталось ни семян для будущего, ни представления о том, каким оно будет. Раскол большой страны, чувства тревоги и неопределенности, поиск самоидентичности как государства в целом, так и человека в частности…  

Один барьер пал и появился новый с другими особенностями. Искусство и художники продолжают свой путь, и во всякое время перемен им сложней адаптироваться и обновлять палитру на своих кистях.

 Период становления независимости – это время инновационных технологий и технического прогресса, которое породило большую пропасть между настоящим и псевдонастоящим, что проявляется в письменном жанре разговорной речи, порождая поверхностное общение (мимолетные диалоги с использованием смайликов, передающих все оттенки чувств, за которыми лежит пустота). Изобразительные, музыкальные и хореографические искусства создают быстрые опустошенные копии истинных произведений (пустословные песни и танец из простых телодвижений). Ежедневно нарастает скорость «ненастоящего», охватывая и сметая все на своем пути. Это рассеянное время наблюдают все, тем не менее, лишь единицы способны контролировать вмешательства, чинящие помехи сознанию. Те, кто постарше способны и стараются расставить границы. Людям моложе сравнить не с чем, они не видели настоящего, не привыкли взвешивать, их несет потоком информации нового жанра, жанра коротких видеосюжетов и цветных картинок.

Декоративно-прикладное искусство и его мастера стоят особняком от своих собратьев по искусству, их свобода полнее, а несвобода имеет естественные каноны. Никто не прилагает усилий, чтоб критически оценивать их творчество и сортировать на неудачные и те, которые вполне удались. Полная свобода от знатоков искусства (их высказываний, полных веры в свою правоту) и от знатоков около оного дает возможность идти собственным путем без предостережений. Доминанта настроения художника-прикладника и его творчества – это подлинность и негорделивость. Концепция художественной практики прикладного искусства состоит из всестороннего исследования жизни с помощью нехитрого рецепта, с практическими и трезвыми задачами, с отсутствием просветительской миссии. Таким образом, декоративно-прикладное искусство, свободное от утопий и третирования, не имеет быстрого темпа развития, особенно свойственного сегодняшнему дню. Оно живет медленно своей жизнью, когда его «оппозиция» мчится быстро в ногу со временем, развивая такую скорость, которая порой не оставляет за собой следа.

Декоративно-прикладное искусство есть сердцебиение и пульс каждой народности, это ядро со своим секретным шифром, считывать который не учатся, а перенимают с рождения. Это невидимое дыхание, уникальное и неповторимое у каждого представителя этноса. Это та пища, которая поддерживает жизнедеятельность и дает органический ресурс человеку для полноценного понимания себя как индивида, принадлежащего к той или иной группе. Каждое дитя с пеленок впитывает колорит бытия своего народа; один ползает на корпе, сшитом руками прабабушки, рассматривая в шанырак звездное небо; другой слушает частушки своей бабушки, перебирая платки, вышитые гладью; третий издает звуки в деревянный свисток, прислушиваясь к звуку его эха в горах. Такие дети получили сполна силу предков, восполнили свой творческий потенциал сызмалу; их сосуды наполнены, а в наполненный сосуд вмещается лишь содержательное, порожнему в нем места нет.

Увы, теперешнее время диктует свои правила, которые весьма отличаются от прошлых лет. Дедушки и бабушки стали современными, они  перестали развиваться в контексте народного творчества, и тем более обучать рукоделию детей. Между тем, именно они не так давно выступали первыми педагогами и гармоничным путепроводом во взрослый  мир, который сегодня теряет «настоящее»  и начинает испытывать ощутимую нехватку «обращения друг к другу». За этим диалогом стоит органичный мир, в структуре которого лежит именно народное творчество предков, со своей мощной энергией и неразрывной нитью с родовым древом, получив которую сполна в детстве с лихвой хватит навек.

Неполноту «обращения друг к другу» можно избежать с помощью  пополнения художественной составляющей человека народным творчеством во всех его прекрасных проявлениях.

Мы получили культурное наследие СНГ, которое представляет собой целый пласт культуры и искусства бывшего советского народа, и слово «советский» здесь уже не имеет политический окрас. Нельзя перечеркнуть «советскую культуру», которая создавалась долгие семьдесят лет. Это кино и эстрада, живопись и архитектура, литература, театры и многое другое.

 На общий советский стандарт культуры республики имели очень маленькое влияние, скорее символическое. Республики умудрялись влиять и окрашивать монументальное советское искусство и культуру на столько, насколько им было позволено выйти на общую сцену. И выход этот был с причудливой смесью сонливой скованности и смутной тревоги. При этом каждый из них уникален и сумел сохранить свой генетический код.

На протяжении тридцати лет, народное творчество республик сделало глубокий вдох и выдох, оно заискрилось в легком дыхании, латая те пробелы, которые возникли  у кого в языке, у кого в танце, у кого в изобразительном искусстве.

Позволительно ли говорить сегодня о советском искусстве в условиях, когда каждая республика стала самостоятельной. Позволительно, но необходимо раскрывать их отличительные качества. Мир неделим и общественное сознание вместе с народным творчеством приготавливается не в ретортах, а в живой практике жизни, где противоречивые тенденции сплетаются в очень сложные узлы, или скорее узы. 

Фольклор и творчество народов всех республик Советского Союза подпитывали друг друга и обогащали  во всем. Начиная с невероятного юмора и богатой безграничной кухни, заканчивая всеми видами  зрелищного и изобразительного искусства.

Этот удивительный феномен подобен  виноградной лозе, плоды которой впитывают ароматы тех цветов и плодов, по соседству с которыми взросли ее ягоды. Винные знатоки с легкостью определяют неуловимый аромат фруктов, которые росли по соседству. Если бы он рос в полном одиночестве, ягоды бы «варились» в собственном соку и были бы пресновато скучны. Однако и постоянно расти в окружении разных цветов чревато потерей своего виноградного вкуса.

За 70 лет огромная многонациональная страна превратилась в один народ с одной идеей, которая проникла во все нации и народы. Язык – носитель этой идеи – русский язык, а остальные языки на втором, а то и на третьем плане. Сформировалась единая общность «советский народ», эти люди одинаковы по сей день – с определенным характером, люди идейные, люди бессребреники, те которые могут пожертвовать своими интересами ради друзей, те которые одним ветром поднимались строить БАМ или электростанции, понимающие друг друга с полуслова и сейчас.

Казахстан – одна из республик бывшего Советского Союза. Это страна бескрайней степи и песни, кочевой и оседлый  образ жизни предков, их жизненный уклад нашел отражение в декоративно-прикладном искусстве. И невозможно рассматривать отдельно прикладное искусство казахов и окружающую их степь,  звездное небо, домбру и самого казаха. Все это настолько гармонично едино, что не представляется возможности поделить все это на фрагменты.

Жизнь кочевника протекает на природе; есть крыша над головой и стены, но при этом он не закрыт от мира, он есть его продолжение, а окружающий мир продолжается в твоем доме и твоем творчестве. Это продолжение окружающего мира в доме кочевника нашло такое же продолжение в декоративно-прикладном искусстве казахов. Не влияние, а плавное и неуловимое продолжение. Небо отразилось  на полотнах тускиизов, травы и цветы продолжили свое цветение на корпе и сырмаках, следы животных оставили свой  ритмичный узор на баскурах. Эти изображения не просто подражают природе, а замещают ее.

Народное жилище казахов – юрта, она уникальна и  вмещает в себя большой мир в маленьком доме.  Она предлагает живым живое, потому что основной  ее материал  дерево, кожа и шерсть.

При входе в юрту происходит медленное погружение в мир образов,  преодоление конфликтов остается за порогом, время останавливается, превращаясь в другую субстанцию, оно начинает вращаться вокруг тебя, а не «бежать быстро мимо». В этом удивительном доме нет понятия «сидишь на одном месте»;  вокруг тебя крутится целая вселенная, и нет ощущения «все под рукой», ведь здесь все выстроено по кругу. Времени не хватит все разглядеть. Сумрак, полный таинственности, перемещается в течение светового дня, иногда уступая место солнечному свету. Весь быт – это всевозможные декоративно-символические украшения, которые окутаны мантией искусства и при этом несут и практическое назначение.  Классичность юрты, закругленность ее форм, спокойный уравновешенный ритм, неспешно бегущие линии, все вместе выражают какое-то вневременное бытие и объединяют искусство с философией. В этом доме особенная жизнь, спокойная и невозмутимая, как и нравы самого народа.

Основа жилища – это «живой» волос, шерсть животного, кожа и дерево. Каждый волосок появился шелковисто чистым, постепенно он закалялся снежными буранами, суровыми морозными стужами, легким весенним дуновением, сухим  жарким ветром с запахом полыни. «Волос» бегал по степи, впитывая ее ароматы, ночью спал под звездами, днем под солнцем. И только проделав такой долгий путь, волос стал служить человеку, стал его домом, постелью, одеждой  и продолжает закаляться вместе с ним.

У декоративно-прикладного искусства казахов нет никаких иных законов, кроме собственной внутренней природы. Волос или дерево, кожа или глина являются той самой антенной вдохновения, которая излучает и принимает творческие поиски во всякие времена. Это подтверждается словами казахского художника Абылхана Кастеева: «Мен өнерді таудың бұлағынан, қойдың құлағынан,ешкінің мүйізінен, әжемнің киізінен үйрендім».

Народное творчество есть темперамент и  мысль народа. Если дать в руки народному творчеству  посох путешественника, то словно узором будет проложен путь добра по всему миру.

 

Снежана ЧЕРКАЕВА,

руководитель экскурсионно-

массового отдела Карагандинского областного музея

изобразительного искусства