Графика СНГ в фондах музея 

В фондах Карагандинского областного музея изобразительного искусства хранится более 6 тысяч произведений искусства раздела графики СНГ. Не удивительно, что этот вид искусства возник раньше других искусств, потому что графика, прежде всего тем и отличается, что в ней с наибольшей обнаженностью выступает основа всех видов изобразительного искусства – рисунок. Лаконичность и немногословность графики делает этот вид искусства популярным и читаемым для ценителей разных вкусов. Замечательное отличие графики от других искусств — это ее возможность множиться и оставаться при этом в оригинале.

Раздел графики в фондах составляют работы таких известных мастеров как, Рубинштейн Давид Исаакович, Заслуженный деятель искусств РСФСР Митрохин Дмитрий Исидорович, ученик Ильи Ефимовича Репина Нерадовский Петр Иванович, Заслуженный деятель РСФСР Евгений Александрович Кожевников, Народный художник СССР, профессор Кибрик Евгений Адольфович. Произведения этих мастеров собирались благодаря творческим контактам и собирательской деятельности коллектива музея. 

Один из знаковых мастеров графики Дмитрий Митрохин – профессор, рисовальщик, преподаватель, иллюстратор книг. Митрохин успешно открывал новые стилистические возможности ксилографии, штрихового офорта, резцовой гравюры на металле, рисунка и акварели, каждый раз, удивляя свободой и непосредственностью исполнения. Его замечательные листы, удивительно легкого рисунка «Птицы» 1947г., «Рыба» 1964г., «Ноябрь» 1966 г., «Гладиолус», бережно хранятся в наших фондах.

С 1916 года Митрохин работал в Русском музее, являясь хранителем отдела рисунков и гравюр. С 1924 года преподавал в Академии художеств. Одним из его учеников был Роберт Андреевич Граббе, который любезно подарил в фонд музея рисунки своего учителя.

Р.А.Граббе также подарил замечательные листы своего товарища по цеху Давида Исааковича Рубинштейна (оба они одесситы). Давид Исаакович учился у Мормоне и Дворникова, в годы Великой Отечественной войны был художником 968-го запасного стрелкового полка. Одна из его замечательных работ — это портрет основателя мировой фортепианной школы пианиста Игумнова Константина Николаевича, доктора искусствоведения, и Народного артиста СССР. А также замечательный графический лист Давида Исааковича Рубинштейна «В порту» украшает коллекцию музея.

Особое место в разделе графики СНГ занимает иллюстратор книги – Евгений Адольфович Кибрик. Евгений Адольфович прославился как иллюстратор книг таких литературных произведений, как «Борис Годунов» А.С.Пушкина, «Кола Брюньон» Ромена Роллана, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя. В наших фондах имеется один графический лист этого автора «Богатырская застава», выполненный в технике офорт. Кибрик был лично знаком с Роменом Ролланом и вместе с ним выполнял эскизы к его произведениям. Евгений Адольфович был профессором Московского художественного института имени В.И.Сурикова, и в течение двадцати пяти лет руководил мастерской станковой графики. Умер Е.А.Кибрик в 1978 году.

Невозможно не рассказать о работах известного графика, ученика самого Ильи Емельяновича Репина и Константина Алексеевича Коровина – Нерадовского Петра Ивановича. Нерадовский П.И. исполнял тонкие карандашные портреты современников, известен его портрет Л.Н.Толстого. Помимо художественной деятельности Петр Иванович был музейщиком и историком искусства, с 1909 являлся хранителем художественного отдела Русского музея. В 1920 - начале 1930-х гг. работал также в Государственном Эрмитаже, и в Третьяковской галерее. В 1932-1935 и 1938-1943 годах находился в заключении по сфабрикованному обвинению. В дальнейшем работал в Историко-художественном музее-заповеднике в Загорске. Автор мемуаров и научных статей по древнерусской живописи. Умер в 1963 году.

Циклом «Средняя Азия» представлено творчество Николая Шишловского. Это махровые пастельные пейзажи с ароматом восточных пряностей. Его смешанная техника ловко передает такие природные явления, как миражи и игру солнца.

Один из интереснейших разделов графики – это книжный знак Ekslibris, (в переводе с латыни «из книг»). Экслибрисы из собрания искусствоведа Семена Георгиевича Ивенского – это весь цвет советских и зарубежных мастеров гравюры.

В фондах нашего музея хранится около 6000 книжных знаков в основном из коллекции Семена Ивенского, и эта маленькая часть того, что имеется у искусствоведа Семена Георгиевича, который всю жизнь занимался книжным знаком. Организовывал выставки, собирая и знакомя экслибрисистов со всего мира. Художник и исследователь, кандидат искусствоведения Семен Георгиевич Ивенский скончался в 2021 году на 97-м году жизни.

Существует множество техник исполнения экслибриса — это ксилография, линогравюра, офорт, все эти разнообразные техники удачно подходят для экслибриса, потому что дают возможность сделать множество оригиналов.

История возникновения экслибриса неразрывно связана с историей самой книги. Обычай помечать ценные вещи знаком принадлежности существовал с древнейших времен. И это касалось не только книг. Книгу так же издавна метили ярлыком, ведь до возникновения книгопечатания книги писались очень долго и были настоящей роскошью.

В своем новом обличье экслибрис состоит из двух отдельных и вместе с тем неразрывно друг с другом связанных частей: текстовой и изобразительной. И если текст более или менее стандартен - «Ex Libris такого-то», «Из книг такого-то», «Книга такого-то», «Библиотека такая-то или такого-то», то в отношении изобразительного мотива никаких ограничений быть в принципе не может. Экслибрис – владельческий знак книголюба, так сказать, эмблема его библиотеки, ее герб.

В Казахстане первая заинтересованность книжным знаком появилась после состоявшейся выставки экслибриса из коллекции Ивенского С.Г. в городе Алма-ате, это было в 1968 году. После чего пошли республиканские выставки в 1971 году, затем вторая выставка в 1983 количество художников экслибрисистов увеличивалось Гаев, Дячкин, Тимофеев, Утегенов.

Развитие экслибриса в Караганде началось с имени Роберта Андреевича Граббе, который работал над ними с 1928 года. Граббе человек с удивительной судьбой. Родился он на корабле и уже в возрасте 2-3 лет начал вырезать из бумаги. Детство и юность он провел в Одессе, затем учился в Петербурге. В Караганду приехал после ареста брата. Автор рисунка на папиросах Казбек. Работал в Караганда Гипрошахт.

Очень оригинальны композиционно и стилистически экслибрисы у карагандинских художников Пацюры Антона Марковича, Владимира Малькевича. Владимир Малькевич был большой мастер ксилографии (резьба по дереву). Если представить все его экслибрисы это получится некая выставка портретов его друзей с разными судьбами и характерами. Сам Владимир Николаевич считал, что для успешной работы экслибриса нужно хорошо знать его заказчика «хозяина экслибриса» это еще сложнее, нежели нарисовать портрет. Оба художника ушли из жизни, оставив после себя художественное наследие.

Любителей, знатоков и заказчиков экслибриса во все времена было очень мало, единицы, это обычно были книголюбы, владельцы штучных книг и богатых библиотек. Соответственно и не многие художники этим занимались.