Кукуруза Сергей Васильевич (1906 - 1979)
Советский график, иллюстратор, театральный художник, преподаватель.
Сергей Васильевич Кукуруза родился на Украине в селе Приворотье Каменец - Подольского района Хмельницкой области. В 1940 году окончил Московский художественный институт имени В. И. Сурикова. Его учителями были И. Э. Грабарь, Д. С. Моор, А. И. Кравченко, М. В. Моторин. В этом же году по необоснованному обвинению он был репрессирован.
С 1947 года С. Кукуруза постоянно проживал в городе Актюбинске, совмещая художественное творчество с преподавательской деятельностью. Произведения, выполненные, художником в Казахстане представляют самый значительный период его творчества. Первое, что неизменно обращает на себя внимание при сравнении гравюр Казахстанского периода с его прежними работами - это цвет. Увлечения цветной гравюрой, несомненно, связано и с тем, что в Казахстане С. Кукуруза стал резать почти исключительно на линолеуме, лишившись труднодоступного здесь материала - дерева, к которому он прежде больше привык.

 

 

Чайки над озером. 1969 г. Бумага, линогравюра цветная 21,5х32

 

 

Стог сена. 1961 г. Бумага, линогравюра цветная 19,5х29,5


Великанова Регина Васильевна
(1894 - 1972 гг.)

Художник Великанова Регина Васильевна — график и живописец.
Член Союза художников Казахстана. Родилась в Луганске в Украине. Училась в Рисовальной школе в Петрограде, 1912 - 1917 и Высшем художественно-техническом мастерских в Ленинграде в 1921 - 1925г.г. у К.Петрова-Водкина, А.Рылова.
С 1942 жила в Алма-Ате, работала художником в казахском государственном издательстве художественной литературы.
Работы хранятся в Государственном Русском музее, Государственном музее искусств Республики Казахстан им. А.Кастеева, Карагандинском областном музее изобразительного искусства (2 произведения), частных собраниях.

Пейзаж - 1942 г.

 

 Час после захода солнца - 1960 г.


Белов Михаил Александрович (1900 - 1984 гг.)

 Советский художник-живописец, график. Заслуженный деятель искусств Казахстана (1948). 

Родился в селе Лопастейка Саратовской губернии. В 1918 году поступил в Казанское художественное училище, но жизненные планы круто изменила Гражданская война, юноша, оставив учёбу ушёл воевать. Художественное образование Белов продолжил спустя несколько лет, в 1924-1927 годах учился в Ташкентской студии живописи, рисования и скульптуры у Н. В. Розанова. Член общества Ассоциация художников революции (АХР) с 1928 года.

С 1926 по 1940 год жил и работал в Ташкенте, до 1953 года - в Алма-Ате,  дважды избирался Председателем Союза художников Казахской ССР (1945, 1951). С 1953 года жил в Москве, работал главным художником Художественного фонда СССР.

В творчестве отдавал предпочтение пейзажу. Изобразительный язык его акварелей строится на традиционной реалистичной системе. В самом подходе к технике художник сохраняет классические акварельные приемы.

Работы М. А. Белова находятся в фонде Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева, Карагандинском областном музее изобразительного искусства (2 работы).

 

Оқудағы зеңбірекшілер. Қағаз, су бояу. 35х43
Артиллеристы на учебе. Бумага, акварель


Графика является самым распространенным видом изобразительного искусства. Зарисовки с натуры, тематические, портретные или пейзажные рисунки, иллюстрации книг и журналов, карикатуры, плакаты - все это разновидности графики. К тому же она является и древнейшим видом изобразительного искусства. В самой скупости средств, в скромных размерах листов заключены и немалые преимущества. Важнейшее из них относительная простота и быстрота технического выполнения. В графике основными изобразительными средствами (графическими) являются свойства изобразительной поверхности (чаще белого листа бумаги) и тональные отношения линий, штрихов и пятен. Среди видов изобразительного искусства только графика в оригинале может быть размноженной в десятках (печатной графике), сохраняя идентичность авторскому первому экземпляру произведения, не искаженному ни копиистом, ни репродукционными процессами.

 

 С первых дней образования нашего музея, в фонды начало поступать множество графических листов казахстанских графиков. В первую очередь, конечно, были работы наших карагандинских художников. Например, таких художников как Андреюк П.С., Антоненко П.К., Реченский П.И. В их работах отражены строительство нашего города, развитие сельского хозяйства нашего края, старые терриконы шахт, лирические пейзажи, портреты.

 

 Произведения других казахстанских художников как Исмаилова А., Антощенко-Оленева В., Ажиева У., Сидоркина Е. поступили к нам из ДХВ (Дирекция художественных выставок) города Алма-Аты.

 

 На сегодняшний день в фондах музея в разделе «Графика Казахстана» насчитывается свыше 5 тысяч единиц хранения. И многие из них часто выставляются на различных выставках.