Гости выставки увидят в зале супрематические графические работы, фантасмагорические композиции и экспрессионистские полотна, наполненные глубиной переживаний. Экспозиция «Взгляд на троих» предлагает не только познакомиться с работами авторов, но и задуматься о связи искусства и жизни, поиске смысла и свободы в творчестве. Караганда, в свою очередь, и стала источником творческого начала представленных авторов. Особая духовность, сила противостояния и преодоления нашего города, когда, пройдя через сложные периоды, он приходит к свету, во многом обусловили содержание жизни и поисков художников. А для более полного погружения в созерцание работ рядом с некоторыми из них размещены небольшие текстовые аннотации с размышлениями и откровениями авторов.

Владимир Троценко, архитектор и график, объединившийся с другими авторами выставки, отдаёт предпочтение супрематизму, организовывая согласно его принципам пространство произведения и опираясь на эмоциональное восприятие темы – это хорошо читается не только в его графических листах, но и в коллажах и ассамбляжах. Художник и архитектор представил свои новые работы, а если какие-то из них покажутся зрителям знакомыми (в частности, «Жертвам интернета») – будьте уверены, раньше мы их видели в совершенно другой модификации.

Центральной работой Владимира Троценко предстал «Стул одинокого человека», посвящённый коллеге и другу Петру Кишкису. На вопрос, что вдохновило создать именно такую работу, Владимир Троценко загадочно ответил: общение с товарищем. И добавил: раньше в его творчестве был период, когда он делал глиняные маски – их, рассказал, быстро раскупили, а сейчас он снова собирается поработать с глиной и, возможно, опять порадует такими произведениями.

Любовь Гуменюк склонна к фантасмагории, и в её работах каждая деталь – это развернутая метафора бытия. Филигранность «отделки» элементов изображения в графике структурирует смыслы изобразительных кодов, приводя их к единству, выражающему сущность бытия.

С художницей Владимир Троценко познакомился в начале 2000-х годов, когда она впервые представила свою выставку в галерее Союза художников, где показала графические работы. Та выставка, рассказал он, длилась очень недолго. Он наблюдал за творчеством Любови – их мастерские находились рядом, посещал её экспозиции, и теперь они соседствуют с его работами.

Пётр Ломакин представляет экспрессионизм эмоционально насыщенными произведениями, когда сила чувства художника – восхищённое удивление, восторг, надежда, протест – воплощена в графике. Некоторые его работы в музее называют экслибрисами настроения. Владимир Троценко рассказал: он поставляет коллеге известняки и другие камни с необычным рисунком, которые тоже вдохновляют Петра на создание работ. С ним архитектор знаком давно: их первая встреча случилась еще в восьмидесятых, когда сформировалась дружеская компания, в которую вошли Александр Титарев, Пётр Ломакин, Пётр Кишкис, Юрий Варыгин и сам Владимир Троценко.

Наиболее сложными для восприятия часто становятся произведения абстракционизма – а они тоже присутствуют на выставке «Взгляд на троих». В них мировоззрение художников воплощается через геометрические фигуры, олицетворяющие мир понятий и чувств автора. В то же время, их конфигурация даст зрителю максимальную свободу интерпретаций и ассоциаций, пробуждая его фантазию.

Актуальное искусство – одно из новейших завоеваний современной культуры, рассказывают в музее. Различные его виды – инсталляция, ассамбляж и другие подобные – резко контрастируют с привычными представлениями об изобразительном искусстве. И здесь очень важна позиция художника – в сугубо личностной форме передать свои представления зрителю.

Насколько соотносятся общественная жизнь и искусство? Что влияет на метод, который художник использует для описания действительности? Как одно и то же время воплощается в работах авторов, избравших разные творческие пути? Как оставаться верным себе в эпоху перемен? Свобода, выраженная в возможности задавать эти вопросы и искать на них ответы, не менее важна, чем сами ответы. Выставка «Взгляд на троих» предлагает публике попытаться задать себе эти вопросы вместе с художниками.


Заслуженный деятель искусств Казахской ССР

График. Член Союза художников СССР. Родился 18 августа 1921 года в селе Иловай-Рождественно, Первомайского района Тамбовской области. Учился в Пензенском художественном училище с 1937 по 1940 годы. С 1941 по 1945 годы – участник Великой Отечественной войны. С 1965 года жил и работал в г. Алма-Ате. Принят в члены Союза художников СССР в 1970 году. С 1977 по 1982 годы был ответственным секретарем Правления Союза художников Казахстана. В 1985 году получил звание Заслуженного деятеля искусств Казахской ССР. Участник республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Произведения А. П. Дроздова хранятся в Государственном музее искусств Казахстана, Дирекции художественных выставок Министерства культуры Казахстана, Дирекции художественных выставок Союза художников СССР, в Павлодарском областном музее изобразительной искусства, Темиртаусском историко-краеведческом музее. В фондах нашего музея хранятся его 20 листов.

В 1960-х годах одной из главных тем в творчестве казахстанских графиков стала тема труда. И не только потому, что это одно из целевых направлений социалистического реализма, определявшего идеологическое содержание искусства того времени.

Так в печатной графике Казахстана появился индустриальный пейзаж, где с наглядной убедительностью и в самых мельчайших деталях представали разные этапы строительства будущих гигантов казахстанской индустрии.

Настоящим мастером этого жанра был Александр Петрович. Вместе с тем в творчестве художника эта тема не была основной. Много своих творческих работ он посвящал казахстанской природе, человеку, который в его произведениях представал как органическая и естественная часть ее созидательной силы.

Строительство конверторного цеха. 1969. Офорт

На окраине морских рубежей. 1973. офорт


 

Дячкин Андрей Андреевич (1930 - 2019) - мастер станковой графики, пастели, гуаши и книжной иллюстрации. Окончил Ворошиловградское художественное училище и Харьковский художественный институт. После окончания института приехал в Алма - Ату и прожил там около сорока лет. Здесь он сформировался как художник, создал огромное количество произведений, которые ныне можно встретить в десятках музеев на территории бывшего СССР и в частных собраниях разных стран. Член СХ СССР с 1957 года. Преподавал в Алматинском художественном училище им. Н.В. Гоголя 1957 - 1960. Награжден грамотой Верховного Совета Казахской ССР. Работал почти во всех графических техниках. За творческие успехи в искусстве в 1981 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Казахской ССР. В 1993 художник уехал в Москву. Член Московского Союза художников.
В нашем музее хранятся его 29 листов.

 


У Джунгарских ворот. Из серии
«По трассе «Дороги дружбы». 1958 г.
Бумага, офорт. 35х45,8

 

 

Осень. Иллюстрация к альбому «Абай». 1971 г.
Бумага, офорт. 18,5х22,7

 


 

Кукуруза Сергей Васильевич (1906 - 1979)
Советский график, иллюстратор, театральный художник, преподаватель.
Сергей Васильевич Кукуруза родился на Украине в селе Приворотье Каменец - Подольского района Хмельницкой области. В 1940 году окончил Московский художественный институт имени В. И. Сурикова. Его учителями были И. Э. Грабарь, Д. С. Моор, А. И. Кравченко, М. В. Моторин. В этом же году по необоснованному обвинению он был репрессирован.
С 1947 года С. Кукуруза постоянно проживал в городе Актюбинске, совмещая художественное творчество с преподавательской деятельностью. Произведения, выполненные, художником в Казахстане представляют самый значительный период его творчества. Первое, что неизменно обращает на себя внимание при сравнении гравюр Казахстанского периода с его прежними работами - это цвет. Увлечения цветной гравюрой, несомненно, связано и с тем, что в Казахстане С. Кукуруза стал резать почти исключительно на линолеуме, лишившись труднодоступного здесь материала - дерева, к которому он прежде больше привык.

 

 

Чайки над озером. 1969 г. Бумага, линогравюра цветная 21,5х32

 

 

Стог сена. 1961 г. Бумага, линогравюра цветная 19,5х29,5


Великанова Регина Васильевна
(1894 - 1972 гг.)

Художник Великанова Регина Васильевна — график и живописец.
Член Союза художников Казахстана. Родилась в Луганске в Украине. Училась в Рисовальной школе в Петрограде, 1912 - 1917 и Высшем художественно-техническом мастерских в Ленинграде в 1921 - 1925г.г. у К.Петрова-Водкина, А.Рылова.
С 1942 жила в Алма-Ате, работала художником в казахском государственном издательстве художественной литературы.
Работы хранятся в Государственном Русском музее, Государственном музее искусств Республики Казахстан им. А.Кастеева, Карагандинском областном музее изобразительного искусства (2 произведения), частных собраниях.

Пейзаж - 1942 г.

 

 Час после захода солнца - 1960 г.


Белов Михаил Александрович (1900 - 1984 гг.)

 Советский художник-живописец, график. Заслуженный деятель искусств Казахстана (1948). 

Родился в селе Лопастейка Саратовской губернии. В 1918 году поступил в Казанское художественное училище, но жизненные планы круто изменила Гражданская война, юноша, оставив учёбу ушёл воевать. Художественное образование Белов продолжил спустя несколько лет, в 1924-1927 годах учился в Ташкентской студии живописи, рисования и скульптуры у Н. В. Розанова. Член общества Ассоциация художников революции (АХР) с 1928 года.

С 1926 по 1940 год жил и работал в Ташкенте, до 1953 года - в Алма-Ате,  дважды избирался Председателем Союза художников Казахской ССР (1945, 1951). С 1953 года жил в Москве, работал главным художником Художественного фонда СССР.

В творчестве отдавал предпочтение пейзажу. Изобразительный язык его акварелей строится на традиционной реалистичной системе. В самом подходе к технике художник сохраняет классические акварельные приемы.

Работы М. А. Белова находятся в фонде Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева, Карагандинском областном музее изобразительного искусства (2 работы).

 

Оқудағы зеңбірекшілер. Қағаз, су бояу. 35х43
Артиллеристы на учебе. Бумага, акварель


Графика является самым распространенным видом изобразительного искусства. Зарисовки с натуры, тематические, портретные или пейзажные рисунки, иллюстрации книг и журналов, карикатуры, плакаты - все это разновидности графики. К тому же она является и древнейшим видом изобразительного искусства. В самой скупости средств, в скромных размерах листов заключены и немалые преимущества. Важнейшее из них относительная простота и быстрота технического выполнения. В графике основными изобразительными средствами (графическими) являются свойства изобразительной поверхности (чаще белого листа бумаги) и тональные отношения линий, штрихов и пятен. Среди видов изобразительного искусства только графика в оригинале может быть размноженной в десятках (печатной графике), сохраняя идентичность авторскому первому экземпляру произведения, не искаженному ни копиистом, ни репродукционными процессами.

 

 С первых дней образования нашего музея, в фонды начало поступать множество графических листов казахстанских графиков. В первую очередь, конечно, были работы наших карагандинских художников. Например, таких художников как Андреюк П.С., Антоненко П.К., Реченский П.И. В их работах отражены строительство нашего города, развитие сельского хозяйства нашего края, старые терриконы шахт, лирические пейзажи, портреты.

 

 Произведения других казахстанских художников как Исмаилова А., Антощенко-Оленева В., Ажиева У., Сидоркина Е. поступили к нам из ДХВ (Дирекция художественных выставок) города Алма-Аты.

 

 На сегодняшний день в фондах музея в разделе «Графика Казахстана» насчитывается свыше 5 тысяч единиц хранения. И многие из них часто выставляются на различных выставках.