Виды войлочных ковров. Ткачество.
Людмила Бойкова родилась в станице Ильской Краснодарского края, а выросла и училась в Новосибирске. В 1971 году, после окончания Алматинского художественного училища имени Н.В. Гоголя, она получила квалификацию художника-декоратора. По распределению прибыла в Караганду в качестве художника театра имени С. Сейфуллина, в 1972 году она перешла в художественно-производственные мастерские Союза художников Караганды. Людмила Васильевна активно участвовала в проводимых Союзом выставках, на Всесоюзной выставке, успешно работала в технике батика и ткачества, с шерстью.
Кошмы Л.Байковой были переданы в дар музею. В оформлении самих работ - тех, что находятся именно в семейной коллекции - чувствуется вкус, глубина и перспектива. В произведениях ощущается женская рука - в особой утонченности, ощущении мироздания.
Композиция «Степь». Триптих. шерсть цветная, войлок, красители
Техника: ручное ткачество, валяние
Размер: 60х80, 80х110, 64х78
https://muz-kar-izo.kz/ru/nashi-fondy.html#sigFreeId28913854b8
Виды войлочных ковров. Ткачество. Гобелен.
Гобеле́н (фр. gobelin), или шпале́ра, - один из видов декоративного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. Представляем вашему вниманию гобелены из фонда карагандинского музея изобразительного искусства.
Абеуов Омиркельди. 22.10.1948 г.р. п. Коунрад Жезказганской области. Заслуженный художник РК, Член Союза Художников РК.
Толгау - Размышление. Гобелен, шерсть цветная, ручное ткачество. 100х70
Степные узоры. 2008г. Гобелен, шерсть цветная, ручное ткачество.100х70
Устьянцева Лидия Игоревна. 03.08.1949-2012г.г. Прикладник. Член Союза художников РК (1988) г.Караганда
"Последний день в сопках". Гобелен. 1987 г. Шерсть, ручное ткачество. 18,5х22
Калкабаев Мурат Абдраманович
1948 г.р. Член Союза художников РК (1979), Заслуженный деятель культуры РК (2004), Заслуженный деятель РК (2008), Академик Академии художеств (2006), художник-прикладник, живописец-монументалист.
«Танец дружбы». Гобелен. 1985. Шерсть, ручное ткачество. 245х377
Бойкова Людмила Васильевна 1957г.р. Художник-прикладник.
"Овражек". Гобелен 1987г. Шерсть, ручное ткачество 18,5х22
Пацюра Антон Маркович 1938г.р. г. Караганда. Прикладник.
«Архитектура». Гобелен. 1981г. Шерсть, ручное ткачество. 42х48
Виды войлочных ковров. Ткачество
Неотъемлемой частью казахского народного прикладного искусства является традиционное ткачество. Оно отражает развитие духовной и материальной культуры казахского народа, его сложной многовековой истории. Богатство и многообразие этого вида искусства, его социальная значимость и место в художественном наследии казахского народа велико.
Практически каждая казахская семья, в той или иной степени, обеспечивала себя необходимыми предметами ткачества. Без них трудно представить интерьер юрты: с ворсовыми коврами в юрте становилось теплей и уютней. Вместе с текеметами и сырмаками, с вышитыми тускиизами, узорными полосами баскуров и бау юрта оживала, становясь олицетворением семейного счастья и благополучия.
Сырмак - постилочный ковер, изготавливаемый путем нашивания на основу двух разноцветных одинаковых рисунков, вырезанных из цельного полотна войлока;
Среди большого разнообразия войлочных изделий выделяется ковер Сырмак, изготавливаемый в технике мозаики. В приеме изготовления сырмаков все целесообразно. Сам выбор мозаичной техники - врезывание войлока одного цвета в войлок другого цвета - наиболее соответствует назначению ковра, который стелется обычно на пол, но при этом может быть использован также для украшения стен внутреннего интерьера. Здесь не годятся ни аппликация, ни вышивка, так как узор должен ложиться вровень с поверхностью фона, предохраняя ковер от преждевременного износа. Сырмаки отличаются большой прочностью. Добротно сделанные, они могут служить 50 лет и больше. Мастера накладываютвойлок одного цвета на другой, наносят задуманный узор и по узору режут сразу оба слоя войлока. Затем в белый войлок вставляется темный, и наоборот: в темный - белый. Получаются две зеркально отраженные орнаментированные поверхности. Вставленные один в другой куски войлока сшивают, накладывают на простой грубый войлок, плотно пристегивают. Стежка ведется параллельно очертаниям узора. По линиям соединения кусков разноцветного войлока пришивается цветной шнур. В целом сырмаки отличаются сдержанным, спокойным колоритом.
Отметим, что из всех известных ковровых войлочных изделий, мы изготавливаем только ковры Сырмак.
Текемет - войлочный казахский ковер с вваленным цветным узором, в сравнении с сырмаком является более простым в изготовлении и имеет менее четкие формы орнаментов;
Текемет также, как и сырмак является войлочным национальным ковром, технология которого напоминает изготовление однотонного войлока.
Мастер раскладывает шерсть одного цвета на циновку, на которой уже есть основа из плотного войлока. Это будет фон текемета. И выкладывает на него уже пряди других цветов, которые будут формировать необходимый рисунок или узор. Затем накрывает это все тканью, чтобы рисунок не двигался, и равномерно поливает горячей водой. Затем это все плотно сворачивается в рулон и связывается. Рулон нужно катать ногами или руками и локтями на протяжении часов, периодично раскрывая и переворачивая его на разные стороны, обрызгивая горячей водой.
Затем ковер расстилают и дают ему высохнуть на ровной поверхности. В итоге получается войлочный ковер, который сможет прослужить до 20 лет.
Алаша - ковровое изделие ручной работы из разноцветных шерстяных нитей. Алаша - один из наиболее простых по технике ткачества казахских ковров. Он ткался на узкоканвойном станке - ормек, полосами шириной 30-40 см. Украшался тканым узором или вертикальными полосами белого, голубого, желтого, коричневого цветов. Затем сшивался в полотно размером 4х2 м. Иногда ткался и широкими полосами (до 2 м) с орнаментом, тогда получался - такыр килем. Существует три технических способа создания орнамента изделия: терме алаша, кежим теру, орама.
Алаша используются как для стен, так и для пола. Если изделие предназначено для кереге на верхнюю кромку ковра и боковые части могут нашить ажурную плетеную кайму из разноцветных нитей или бахрому и цветные кисти. Арабы кілем благодаря своей палитре и композиции из вертикально расположенных полос, декорированных орнаментами алабас, ормекшы придает жилому пространству торжественный, парадный вид. Эти ковры предназначены только для кереге юрты. Размеры арабы кілем достигают в длину до четырех метров и 160-180 см. в ширину. Композиция этих ковров была заимствована у переселенцев арабов. У них он называется девичьим ковром и считается символом семейного счастья.
Тускииз - настенный войлочный ковер, при изготовлении которого используется аппликация по войлоку бархатом.
В переводе с казахского языка слово Тускииз означает - настенный войлок. В древнейшую эпоху эти ковры изготавливали из войлока, тонко выделанный кожи. Настенный вышитый ковер тускииз занимал почетное место в юрте и исполнял функцию ковра-оберега. Поэтому часто вместе с ним на стену вешали выделанную шкуру лисицы, волка или камчу, которые по народному поверью должны были защитить жилище человека человека от сглаза и порчи.
Обычно тускииз состоит из центрального поля, обрамленного с трех сторон орнаментированным бордюром в виде широкой прямоугольной арки. Нижнюю часть ковра, висящего на стене над кроватью, закрывали одеяла и подушки, поэтому не было никакой надобности ее вышивать.
В настоящее время вышивание тускиизов почти не имеет места в современном ковроделии, а встречающиеся изделия скорее изготовлены в промежутке 1950 - 1980 годов прошлого века и используются больше, как декоративный элемент интерьера в заведениях с национальным тематикой, а также в внутреннем убранстве юрт.
Баскур - тканая полоска с разноцветным геометрическим (ромбовидные розетки, ромбы с отростками, треугольники) и растительным узором, используемая для скрепления и убранства казах, юрты. Баскур ткут на станке разноцветными нитями с прокладыванием поперечной линии. Чаще всего использовалась овечья, верблюжья, козья шерсть
Тесьма с ярким орнаментом на белом фоне служила украшением для парадной юрты. Узорная лента ассоциировалась с устройством космоса и человеческого тела.