Экслибрисы

В фондах нашего музея хранится около 6000 книжных знаков в основном из коллекции Семена Ивенского, и эта маленькая часть того, что имеется у искусствоведа Семена Георгиевича, который всю жизнь занимался книжным знаком. Организовывал выставки, собирая и знакомя экслибрисистов со всего мира. Художник и исследователь, кандидат искусствоведения Семен Георгиевич Ивенский скончался в 2021 году на 97-м году жизни.

Существует множество техник исполнения экслибриса — это ксилография, линогравюра, офорт, все эти разнообразные техники удачно подходят для экслибриса, потому что дают возможность сделать множество оригиналов.

История возникновения экслибриса неразрывно связана с историей самой книги. Обычай помечать ценные вещи знаком принадлежности существовал с древнейших времен. И это касалось не только книг. Книгу так же издавна метили ярлыком, ведь до возникновения книгопечатания книги писались очень долго и были настоящей роскошью.

В своем новом обличье экслибрис состоит из двух отдельных и вместе с тем неразрывно друг с другом связанных частей: текстовой и изобразительной. И если текст более или менее стандартен - «Ex Libris такого-то», «Из книг такого-то», «Книга такого-то», «Библиотека такая-то или такого-то», то в отношении изобразительного мотива никаких ограничений быть в принципе не может. Экслибрис – владельческий знак книголюба, так сказать, эмблема его библиотеки, ее герб.

В Казахстане первая заинтересованность книжным знаком появилась после состоявшейся выставки экслибриса из коллекции Ивенского С.Г. в городе Алма-ате, это было в 1968 году. После чего пошли республиканские выставки в 1971 году, затем вторая выставка в 1983 количество художников экслибрисистов увеличивалось Н.С.Гаев, А.А. Дячкин, В.В.Тимофеев, А.Ж.Утегенов.

Развитие экслибриса в Караганде началось с имени Роберта Андреевича Граббе, который работал над ними с 1928 года. Граббе человек с удивительной судьбой. Родился он на корабле и уже в возрасте 2-3 лет начал вырезать из бумаги. Детство и юность он провел в Одессе, затем учился в Петербурге. В Караганду приехал после ареста брата. Автор рисунка на папиросах Казбек. Работал в Караганда Гипрошахт.

Очень оригинальны композиционно и стилистически экслибрисы у карагандинских художников Пацюры Антона Марковича, Владимира Малькевича. Владимир Малькевич был большой мастер ксилографии (резьба по дереву). Если представить все его экслибрисы это получится некая выставка портретов его друзей с разными судьбами и характерами. Сам Владимир Николаевич считал, что для успешной работы экслибриса нужно хорошо знать его заказчика «хозяина экслибриса» это еще сложнее, нежели нарисовать портрет. Оба художника ушли из жизни, оставив после себя художественное наследие.

Любителей, знатоков и заказчиков экслибриса во все времена было очень мало, единицы, это обычно были книголюбы, владельцы штучных книг и богатых библиотек. Соответственно и не многие художники этим занимались.