Люди угля

Около 50 картин и скульптур представил областной музей изобразительного искусства на выставке, посвященной Дню шахтера.

День шахтера – это самый важный праздник для карагандинского региона. Почти у каждого жителя Караганды, Шахтинска, Абая, Сарани и Жезказгана есть родственники, связавшие свою судьбу с горняцким делом. И этими людьми принято гордиться.

Праздник всех горняков учредили после Великой Отечест­венной войны – в 1947 году. А отмечать его начали годом поз­же – в последнее воскресенье августа. Формальным поводом для выбора этой даты стал трудовой подвиг бригады знаменитого горняка Алексея Стаханова. За одну ночь, с 30 на 31 августа, она вместо положенных по плану 7 тонн угля добыла 102!

С тех пор День шахтера было принято отмечать не только митингами и народными гуляниями, а еще награждением передовиков производства денежными премиями, автомобилями, жильем, орденами и медалями.

В первый День шахтера 10 карагандинских горняков получили звание Героя Социалистического Труда. В их числе были начальник шахты № 44⁄45 Тусуп Кузембаев и проходчик шахты № 64 Галиула Хайруллин. Их суровые лица в своих работах запечатлели скульп­торы Анатолий Билык и Юрий Гуммель. Они представлены на нынешней выставке в музее.

– Нашу выставку можно назвать художественной летописью Караганды, – говорит директор Карагандинского областного музея изобразительного искусства Бибигуль Кудабаева. – В экспозиции около 50 работ старейших художников города – живопись, графика, скульптура. Произведения полны гордости за горняцкий край и за шахтеров, которые каждый день рискуют жизнью, чтобы дать стране угля. Подбирая работы, мы хотели сказать современной молодежи: «Вот с кого надо брать пример!»

Изюминкой праздничной выставки можно назвать полотно художника Вениамина Шамшина «Уголь», написанное в 1965 году. На нем в полный рост изображены четверо горняков, которые после смены выходят из забоя. Видно, что они, уставшие, только что закончили работу. Горняки еще не успели снять рабочую одежду, кирзовые сапоги и кас­ки. А у одного из них – черное от угольной сажи лицо. Помыться тоже не успели.

– Эта картина одна из наших самых любимых, – отмечает директор музея. – Знаете, чем она нам нравится? Куда бы мы ее ни повесили, у зрителя всегда складывается ощущение, что изображенные на ней шахтеры сейчас «выйдут» из картины и шагнут ему навстречу. Настолько она реалистично и динамично написана.

А вот в картине Алексея Плотникова «Встреча героев» нет движения, зато хорошо отражена торжественность момента, когда горняки, которые выполнили или даже перевыполнили план, выходят из забоя. Встретить их и поздравить с трудовой победой пришли пионеры. Они – олицетворение молодежи, которая воспитывалась на положительных примерах старшего поколения. Интересно, что художник Алексей Плотников изобразил на картине и себя – стоящим рядом с пионерами и встречающим героев аплодисментами. Видимо, он захотел стать причастным к важному событию.

– В этой работе все торжественно, – комментирует Бибигуль Кудабаева. – Обилие красного цвета – каски шахтеров, цветы и галстуки у пионеров, платье учительницы и даже ковер под ногами – свидетельствует о празднике. Люди радуются. Они увидели настоящих героев труда – шахтеров.

Особое место в экспозиции занимает скульптура «Молодая смена», автором которой является карагандинец Алексей Цой. Композиция небольшая по размеру, но в ней отражены большая сила духа рабочих, шахтерское братство. Скульптор изобразил трех крепких, широкоплечих горняков в спецодежде, которые сидят и о чем-то толкуют. У них напряженные лица и пальцы, сжатые в кулак. О чем это может свидетельствовать? Возможно, о том, что шахтеры полны решимости – они не подведут, выполнят все поставленные задачи.

Особое место в экспозиции отведено картине художника Сейтмахана Калмаханова «Шахтерки Караганды». На ней изображены четыре женщины в робе, касках, с киркой и лопатой, которые использовались в шахтах в военное время. Отбойных молотков и тем более комбайнов тогда еще не было. Их мужчины ушли на фронт, чтобы защищать Родину от фашистских захватчиков. Поэтому представительницам слабого пола пришлось работать в шахтах.

– В руках одной из шахтеров на картине Калмаханова – письмо с фронта. Скорее всего, это похоронка, – акцентирует внимание руководитель музея. – Такой вывод можно сделать, взглянув на скорбные лица женщин и на их позы. Они приобняли свою подругу, которой пришло скорбное известие, чтобы поддержать ее – уставшую и от тяжелого труда, и от душевных страданий.

По архивным данным, на 38 шахтах Карагандинского угольного бассейна в годы войны трудились около 43 тыс. человек, 12 тыс. из них были женщины. Потом их постепенно стали выводить с подземных работ. Полностью этот процесс завершился к 1966 году. Тогда шахтерская профессия стала чисто мужской. Но почетной, опасной и героической она остается до сих пор.