Мать… Юность… Весна… Женские образы рождаются в произведениях художников разных времен и народов. Живопись, скульптура, графика и много других видов искусств, к которым обращаются творцы, чтобы передать ее величество Женщину.

 

Это может быть доброе лицо матери или собирательный образ юной казашки в национальной одежде, это могут быть охваченные радостью девушки-подруги, или трогательная хрупкая и удивительно отважная летчица Хиуаз. 
Юные и зрелые, веселые и грустные, по-разному прекрасные и очаровательные представительницы женского пола смотрят на нас с полотен картин, хранящихся в фондах Карагандинского областного музея изобразительного искусства.
У каждого из авторов своя творческая манера письма, свой темперамент и дар свыше, тем не менее, они пришли к единому решению женского образа.
Работа художника Виктора Петровича Буша «Портрет Брикман» – молодая девушка с книгой в руке сидит на лавке в непринужденной позе. Ее летний сарафан, легкий и воздушный, говорит о жарком лете. Она отвлеклась от чтения, закрыв книгу, словно теплая погода и свежий воздух мешают ей сосредоточиться. 
Алла Федоровна Васильева написала «Потрет девушки» в 1926 году, еще в спокойное время, до репрессий. Ее героиня поэтична, образованна и очень утончена, именно в таком окружении и находилась художница, которая окончила ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Ее героиня смотрит на мир задумчиво и мечтательно. Судьба Аллы Федоровны через 12 лет, после создания портрета пошла под откос, она была осуждена как член семьи изменника родины. 
Хлопковая лихорадка или белое золото, так называют этот период в истории СССР, когда в Средней Азии собирали огромные урожаи хлопка. Эту невероятно сложную работу под раскаленным солнцем, живописцы воспевали легко и непринужденно, впрочем, как и труд металлургов или шахтеров. Так в произведении Народной художницы Казахской ССР Айши Гарифовны Галимбаевой «Бригадир чабанов совхоза Ульули Жаналыковского района» воспет труд простых людей. Здесь женщина трудовых героических будней – она жизнерадостная, добрая и рассудительная. Взгляд задумчивый, устремленный внутрь себя. В облике бригадира читается образ простой сельской женщины, отдающей свою жизнь труду и служению народу. Картина создана в традициях социалистического реализма, задачей которого было воспевание трудовых подвигов советского народа.
Особое место в изобразительном искусстве занимает образ материнства. Художники черпают вдохновение в воспоминаниях о любящей маме, детстве и родном доме. Мама – это, прежде всего, хранительница семейного очага, теплые руки и забота. Это не только образ нежности и доброты, но и большого терпения. 
Произведение «Мать» Анатолия Гордеевича Гордеева, советского художника, члена Союза художников СССР наполнена достоинством, сознания собственной силы и доброты. Мир и покой, безмятежное счастье царят в лиричном произведении, рядом спит усталый малыш, который набегался за день. Домашний покой и уют. В этом же ключе выполнена картина чеченского художника, члена союза художников СССР Аманди Абасовича Асуханова «Мать и дитя». Побывав в Индии, мастер посвятил несколько работ этой стране. На картине молодая мама светится от счастья, желтый шарф из хлопка отражает солнечное настроение счастливой женщины. Рядом с ней самое драгоценное – ее ребенок. 
Среди многочисленных женских портретов фондов музея, есть ряд произведений посвященных женщинам –героям. Они наполнены женской энергией и одновременно внутренней силой, на судьбу этих женщин выпала война. 
Первая летчица-казашка Хиуаз Доспанова воспета Сергеем Анатольевичем Анарбековым. Это нежный образ спокойной и рассудительной девушки. В ее руках букет полевых цветов, который придает образу чувствительность и нежность, пожалуй, это единственная деталь, которая напоминает о мирной жизни, ведь война – не женское дело. Несмотря на молодой возраст, ее грудь украшают медали, напряженное небо, суровые облака напоминают о военном подвиге. 
Бесстрашной и благородной, энергичной и вместе с тем женственной предстает перед нами Герой Советского Союза Алия Молдагулова, портрет которой мастерски написал художник Раимкул Есиркеев, участник Великой Отечественной войны. Его палитра спокойная и сдержанная, как и сама героиня полотна. 
Исмаил Ачилов, работа «Суровая юность». Художник написал Алию Молдагулову со снайперской винтовкой в руках, на ней гимнастерка, поверх которой плащ-накидка. Несмотря на все эти не женские атрибуты, она остается хрупкой и нежной девушкой, задача которой дарить жизнь.
Работа «Подруги» художника Калачева Дмитрия Романовича выполнена прозрачным теплым цветом. Это словно восхищенная песня о женщинах, их молодости, задора и очарования.
Прекрасному времени года посвятили свои произведения советский живописец Григорий Степнович Васецкий и казахстанский художник Мажит Садыкович Байтенов. Их весна наполнена сочными красками, цветущими садами, мартовским теплым солнцем. Именно такого настроения мы желаем прекрасной половине человечества в этот весенний праздник.

 

Кайрат БЛЯЛОВ, 
научный сотрудник 
Карагандинского областного музея 
изобразительного искусства