В экспозиции представлено всего 10 полотен, но каждое наполнено глубоким смыслом. Виктор Крылов в своих работах рассказывал о людях труда, о Караганде, а потому его по праву называют живописцем нашего края.

 

 

В межзалье областного музея изобразительного искусства проходит камерная выставка картин первого председателя правления Союза художников Караганды Виктора Крылова (1928-1978 годы). Он работал практически во всех жанрах: станковая живопись, графика, монументально-декоративное искусство (мозаика, рельеф, роспись по керамике, чеканка). При этом отдавал предпочтение сюжетно-тематической картине, изображая не просто людей, а человека труда. Создавая образы, он раскрывал характеры и настроение и, как отмечают работники музея, делал это с теплотой, несмотря на кажущуюся мрачность палитры. Творческий почерк мастера формировался в первой половине 60-х годов прошлого столетия, в годы индустриального развития страны. Тогда появилось новое направление соцреализма — так называемый «суровый стиль» с его плакатностью живописи, графической обводкой силуэта. Художник же нашел свое решение, что раскрывается в его работе «Кумыс» (холст, масло), созданной в 1965 году.

Разноплановость В. Крылова демонстрируют и портреты.

— Если всмотреться в «Строительницу», то становится понятно, что это не столько живопись, сколько передача через линии, пятно сюжета. Здесь он не только показывает ее эмоции, но и то, чем она занимается, — объяснила экскурсовод Елена Кондратьева.

Совсем иначе выглядит «Карагандинка» (холст, темпера, 1967 год) — девушка на белой скамье на фоне промышленного пейзажа с веткой сирени в руках.

 

 

— У нее довольно детально прописано лицо, тогда как само тело несколько стилизовано. Кстати, эта работа вошла в проект «Открываем мир: создание доступной среды в музеях Казахстана» благотворительного фонда Dara.кz, целью которого является расширение образовательных возможностей для незрячих и слабовидящих детей, — отметила сотрудница музея.

Впечатляет своей палитрой портрет Героя Социалистического Труда, кавалера знака «Шахтерская слава» Яуды Мусагалиева (холст, масло). Он запечатлен в забое в окружении своей бригады, с которой во время восьмой пятилетки добыл 38 тысяч тонн угля.

— Художник использовал зеленый, ядовито-желтый цвета. Даже красный здесь напоминает медь. Связано это с тем, что электрическое освещение меняет оттенки. Искажает их и сам шахтный воздух. Работая над картиной, Виктор Крылов несколько раз спускался в шахту, чтобы окунуться в атмосферу, — отметила Е. Кондратьева.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Фото Александра МАРЧЕНКО