Георгины, пионы, астры, яблоня и букетик сирени — каждый художник по-своему видит их красоту. В областном музее изобразительного искусства проходит выставка «Цветочные натюрморты», посвященная одним из самых восхитительных созданий природы.
Экспозиция — это 28 ярких полотен, объединенных общими темами, проходящими сквозь века: натюрморт и цветочный сюжет. Первый — жанр изобразительного искусства, в котором представлены неодушевленные предметы. Он существовал уже во времена Древнего Египта и Древней Греции и по сей день остается неотъемлемой частью в программе обучения. В свою очередь через натюрморт учатся передавать простые формы, цвет, свет, перспективу и композицию.
Как отметила экскурсовод Елена Кондратьева, ранее музей не выставлял именно цветочные натюрморты в отдельной экспозиции — они включались только в сборные выставки. Авторы представленных работ — не только карагандинские художники, но и художники из других городов Казахстана, а также России и Украины. Интересен и период написания — от 1960-го по 2021 год.
Самая ранняя и самая редкая по технике исполнения — картина «Букет» российской советской художницы, участницы Великой Отечественной войны Инны Рыбаковой. На вид скромная, словно созданная рукой начинающего художника ваза с синими, желтыми и красными соцветиями уникальна. Дело в том, что картина выполнена в старинной технике печати «монотипия».
— Это сложная работа — на гладкую поверхность наносится краска и создается оттиск. Отпечаток всегда получается в единственном экземпляре, который невозможно повторить, — подчеркнула сотрудница музея.
Цветочные натюрморты можно создавать и в литографии. Это еще одна разновидность печатной графики, когда типографская краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. Так работала советский художник-график Клеопатра Думаревская, которая монохромной литографии предпочитала цветную. Пример тому — ее полотно с незатейливым названием «Цветы», созданное в 1962 году.
В целом на выставке можно встретить самые разные техники: классическая живопись, пастель, батик, масло и даже стрит-арт. Современное направление изобразительного искусства здесь представлено картиной карагандинца Александра Клокова — «Цветы счастья», подаренной музею после его персональной выставки.
— Он использовал здесь маркеры, которые создают текучую структуру, баллончики с краской, акрил, гуашь, — рассказала экскурсовод.
Классикой жанра Елена Кондратьева называет «Праздничный натюрморт» Гульбарам Исмаиловой:
— В нем есть отсылки не только на Казахский национальный театр оперы и балета им. Абая, который архитектурно напоминает Парфенон. На полотне присутствуют фрукты — как уже говорилось выше, натюрморт берет истоки в Древней Греции. Поэтому здесь можно почувствовать нотки античности. Но самое главное — палитра. Художница использовала всего четыре цвета — базовые красный, синий, желтый, которые нельзя смешать, и белый для насыщенности. Никаких лишних оттенков.
Завершает экспозицию «Красный натюрморт» Владимира Сотникова. Он обращает на себя внимание сразу же при входе в выставочный зал. Этот цвет редко используют при создании картин, но в данном случае, объясняет экскурсовод, он оправдан сюжетно. Автор сполна передал смысловую нагрузку композиции сухоцветов в вазе, цветка в горшке, интерьера, состоящего из стула красного дерева и осеннего багряного ленинградского вечера.
Асель ЖЕТПИСБАЕВА
Фото Александра МАРЧЕНКО