В выставочном зале областного музея изобразительного искусства как нигде ощущается наступление поры обновления. После долгого перерыва здесь вновь проходит традиционная отчетная выставка членов Союза художников Караганды.

На вернисаже «Көктем-2022» представлены 85 работ 21 мастера. Среди них есть ранее известные произведения, но большая часть написана в последние два года, а потому широкая публика еще не имела возможности их лицезреть.

Это долгожданное событие в мире изобразительного искусства погружает зрителя в мир прекрасного и интересного, в котором обыденные сюжеты решены художниками в разных стилях и манерах: живопись, скульптура, смешанная техника, ювелирные украшения, графика и прочее.

— Выставка — знаменательная. Обычно она проходит два раза в год — весной и осенью, но из-за пандемии мы были лишены такой возможности. Мы даже практически не общались между собой. Не скажу, что много работ и участвуют все, но те, кто живет искусством, присутствуют здесь. Кроме того, есть такая проблема — за 20 лет в Союзе художников не появилось ни одного молодого человека. Почерк и стиль действующих членов известны каждому. Чего-то кардинально нового на этой выставке нет. Но для себя отметил достаточно интересных вещей, достойных внимания, — поделился Владимир Проценко.

На «Көктем-2022» он выставил всего один холст — «Солнечный дворик», которую написал в прошлом году.

— У меня высокий критерий выбора своих работ. Эта та выставка, на которой коллеги смотрят очень внимательно. Поэтому нужно показать так, чтобы не было стыдно. Это непроходящее, поэтому здесь все выверено, — объяснил он.

Когда перед тобой картины профессионалов, всегда важно мнение специалиста. Гидом по этому вернисажу выступила искусствовед Союза художников Караганды Елена Василевская:

— Работы Мадихана Калмаханова 2020 года очень четко передают всю напряженность, повисшую в воздухе, на грани бессилия и невозможности исправить случившееся, и одновременно веру в лучшее, напоминая человечеству, что мы есть малое в этом большом мире и одновременно мы тоже есть большое. И обращение к миру через образ шамана Олега Дроздова — это также зов к иной силе, из которой возможно взять желание и веру в жизнь. Как прорыв в новое неизвестное отражает работа Владимира Фатьянова. Пауза от внешней суеты позволила вернуться к природе и ее красоте. Как маленькие повести о возвращении к городскому быту и трудовым будням звучат в работах Марьяны Макеевой. Те же нотки отзываются в графике Мейрама Есиркеева. Городской пейзаж Олега Дроздова, Александра Болюха озвучен философией тишины и размеренности. Еще более интересным становится обращение к истории, культуре, истокам в полотнах Каныша Балабекова, Жаната Комутова, Бейбита Мустафина.

У каждого таланта — свой поклонник. Для тех, кто только начинает знакомиться с высоким искусством, настоящим откровением станут работы Куата Аскарова. На этом вернисаже два его триптиха — «Наурыз», «Лоскутное одеяло» — выделяются ярким пятном. Легким, веселым языком, понятным даже ребенку, он рассказывает о национальной казахской культуре, вплетая в каждое повествование ассоциации. Они прочно связывают прошлое и настоящее. Как отметил заместитель руководителя музея Александр Гехт, каждый квадратик его картины — отдельный сюжет. Но обилие образов, цвета, смыслов никоим образом не мешает друг другу. Напротив, перед глазами предстает панорама, и, двигаясь от одной сцены к другой, зритель не теряет нить рассуждений, а связывает из нее единое цельное полотно.

 

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Фото Руслана КАЛИЕВА