Благодаря доброй воле латвийского художника-графика Валентина Даниленко регулярно пополняется самый малочисленный раздел фонда областного музея ИЗО: искусство ближнего и дальнего зарубежья.
Как подчеркнула руководитель экскурсионно-массового отдела Снежана Черкаева, помимо своих произведений, он передал в дар копии великих мировых графиков Высокого Ренессанса, выполненные в оригинальных размерах с подлинников.
В их числе - иллюстрации Альбрехта Дюрера к произведению Себастьяна Баха «Корабль дураков», офорт «Солдаты в последний раз дают Христу напиться» нидерландского живописца Лукаса ван Лейдена, гравюра «Святой Иероним и ангел» немецкого художника-гравера эпохи Ренессанса Ханса Зебальда Бехама, «Каин убивает Авеля» французского рисовальщика Этьена Делона. Среди авторских работ - «Поцелуй Ассоль», «От Адама ко мне и дальше, только музыка», «Нежность», «Красное и черное» и многие другие. Сюжет-иллюстрация «Поцелуй Ассоль» по мотивам повести-феер ии Александра Грина «Алые паруса» попал в музей одним из первых.
Собственно, с этого и началось знакомство с автором. Необычность этой работы состоит в желании автора передать время, историю повествования не кого-либо, а самого зрителя. Фрагмент алых губ организует пространство с продолжением паруса как историю, в которой скрыта тайна повествования.
Графический лист «Моя любимая Ольга», выполненный в технике цветной литографии, - это признание женщине. Художник прикрепил на штангу мольберта, как на мачту любовной лодки, кусочек снимка с их изображением. Это фото - толчок к воспоминаниям или путеводная звезда на ночном небе, половину которого заслоняет изумрудная блуза, воспоминание о вожделении и неге. Она как огромный корабль в черном космосе, к которому хочет причалить лодка-мечта.
- Техника литографии - это то, что является неизменным инструментом в его творчестве. Однако приемы и почерк, отражающие работу мысли и чувств, свидетельствуют о желании выйти за пределы литографии, - рассказывает Снежана Владимировна. - Воздух в работах Даниленко несет в себе сокрытую до поры красоту жизненной силы. Конфликты и противоречия, неприятие некоторых аспектов бытия прибивают художника к противоположному берегу. Его мир - реалистичный и абстрактный, мир, где нет человека, гармоничен, прекрасен формами, линиями и оттенками.
Валентин Даниленко родился 20 декабря 1953 года в городе Донском Ростовской области. С 1980-го по 1983 год учился в Рижской академии художеств у Леонида Мауриныша. С 1988 года курирует выставочную деятельность в Латвии. Переданные им работы - это полноценная выставка. К сожалению, в нынешней ситуации строить планы неблагодарное дело. И чтобы подарки не лежали без дела в хранилище, музей запустил на своих страницах в соцсетях видеорубрику «Тайны работ художника Валентина Даниленко», которая знакомит карагандинцев с новым для них именем в искусстве.