Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

 

Рубрику «Караганда и карагандинцы» в рамках проекта «Говорящие картины» открыл к Дню города областной музей изобразительного искусства. В нее вошли портреты людей, чья деятельность стала неразрывной частью истории становления и развития шахтерской столицы.

 

Автор проекта - научный сотрудник музея Айгуль Омарова - превратила историю одного портрета в интересную и увлекательную лекцию, которая может существенно разнообразить школьные уроки. Представленный материал, что немаловажно, доступен людям с нарушениями слуха - сурдоперевод осуществила работник Дома культуры глухих Татьяна Головченко. Музыкальное оформление выполнено силами фольклорного ансамбля «Думан сазы» Детской музыкальной школы № 1. Открыл рубрику портрет Александра Гапеева кисти карагандинского художника Раимкула Есиркеева.

 

- Автор писал выдающегося геолога с фотографии. Возможно, это был государственный заказ, поэтому портрет несколько идеализирован. Изображаемый кажется хрупким, худощавым человеком, взгляд немного устремлен вверх, а не на зрителя. Хотя взгляд самого Гапеева был глубоким и проницательным. Известно, что Александр Александрович и внешне всегда выделялся среди окружающих. Его рост составлял более двух метров… Выдающийся русский и советский ученый, уникальный специалист в области геологии угольных месторождений совершил десятки экспедиций в Донбасс, Сибирь, на Урал, в Казахстан, на Сахалин. Но Карагандинский угольный бассейн стал делом его жизни, - рассказывает А. Омарова.

 

Благодаря этому проекту зрители узнали, что экспедиция в Караганду являлась его первым большим самостоятельным исследованием в годы Гражданской войны.

 

 

- Совнархоз при Семипалатинском областном ревкоме выдал мне удостоверение, что я еду на геологические исследования, имея при себе продовольствие (муку, крупу, чай, сахар), мыло, спички, предметы снаряжения (железо, палатки, седла, сбрую, аптеку, карты, планы, инструменты) и обмундирование, и что все это реквизиции не подлежит. С оформлением было покончено. До Караганды 750 километров. Это путешествие никогда не изгладится из моей памяти… Во второй половине июля мы прибыли в Караганду. Ничего об этой Караганде никто путем не знал. Мне захотелось выяснить физиологию этого месторождения. Вот я и пошел за своим известнячком. Иду, постукиваю своим молоточком, а он все дальше и дальше. И вытянулся он у меня, голубчик, на целых 15 километров. У меня, не поверите, и шапка на голове зашевелилась. Да ведь это уже гигант! Это целый бассейн, второй Донбасс. Вот она - Караганда! - голосом художника-реставратора музея Серика Оразгулова заговорил в проекте профессор-орденоносец.

 

Как отметила Айгуль Омарова, именно Гапеев открыл, что Михайловская, Саранская и Карагандинская копи представляют собой одно структурное целое. Это в корне изменило представление о Караганде как о месторождении только местного значения. По настоянию ученого в 1927-1929 годах была произведена топографическая съемка, а проведенные под его руководством разведочные работы выдвинули Караганду на место третьей угольной базы СССР. И до конца своих дней он считал наш город своим любимым детищем.