Умчаться вдаль на аргамаке

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Областной музей изобразительного искусства запустил рубрику «Музейный раритет», повествующую о наиболее интересных предметах, хранящихся в фондах. Первый выпуск посвящен седлу - основному предмету конской упряжи.

 

«Конь - крылья человека», - гласит старинная казахская поговорка, и в ней таился глубокий смысл. Это животное было верным другом и спутником степняка на всех этапах его жизни: с раннего детства, когда он ребенком получал в дар первого жеребчика-стригунка с полным седельным набором, и до самой кончины. В свою очередь экипировка лошадей была важнейшим показателем социального статуса всадника и свидетельством его жизненного успеха. Также снаряжение указывало на родоплеменную принадлежность владельца, так как каждая этническая группа казахов имела свои отличительные черты в декоре упряжи.

 

Как объяснили в музее, в традиционный набор конской упряжи казахов входили: кожаные чепрак-потник (тоқым) и тебеньки (тебеңгі), узда с оголовьем (жүген), нагрудник (өмілдірік), потфей-подхвостник (құйысқан), подпружные ремни (тартпа, пістан), стремена (үзенгі) и плеть (қамшы).

 

Но седло (ер) являлось основным элементом амуниции. Встречаются несколько его видов: «қазақ ер» - казахское седло, «шошақ бас ер» - седло с острой головкой, «үйрек бас ер» - уткоголовое седло, «қуранды ер» - составное седло.

 

В большинстве своем они декорировались посеребренными металлическими пластинами и серебряными бляхами различной конфигурации. Технические приемы их исполнения включали весь известный арсенал приемов казахского мастера-зергера. Это - ковка, литье, ажурная резьба, насечка серебром, гравировка, чеканка, филигрань, чернение, эмаль, позолота и инкрустация цветными камнями и стеклом.

 

 

В рамках проекта представлены три вида седла, которые были приобретены на территории Абайского района в 2010 году в ходе научно-исследовательской экспедиции по выявлению, изучению, фиксации предметов декоративно-прикладного искусства. Так, в селе Сарепта было найдено «үйрек бас ер», выполненное народным мастером Токтамуратом на территории Китая в первой половине прошлого века. Кроме того, у его сына Акметкана было приобретено, судя по размеру, детское седло. В центре его дугообразной фасадной части расположена пятиконечная звезда - космогонический орнамент, олицетворяющий начало жизни. В поселке Кулайгыр исследователи обнаружили женское седло. Отличительная форма - более широкая и высокая, дугообразня фасадная часть покрыта сплошными резными пластинами. Тыльная сторона седла повторяет фасадную часть. Как отметили музейные работники, его предыдущий владелец не помнит, как оно попало в семью. Главное, что раритет находился в хорошей сохранности.

 

Это лишь небольшая часть того, чем располагает музей. На сегодняшний день коллекция предметов конского снаряжения насчитывает свыше 20 экспонатов. Она дает яркое и достаточно полное представление о богатстве и художественных достоинствах этой отрасли казахского народного творчества.