Содержание превыше формы
Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА
Одни занялись творчеством, другие осваивают интернет-торговлю, третьи с головой окунулись кулинарию или садоводство. Кроме того, жизнь в новых условиях стала прекрасной возможностью подтянуть культурный уровень знаний.
Этому вполне поможет познавательная рубрика «Музейный раритет», запущенная Карагандинским областным музеем изобразительного искусства. В очередном выпуске речь зашла об иконописи, и в частности об одной из самых чтимых икон Русской православной церкви - Казанской иконе Божьей Матери, один из списков которой хранится в его фондах. Главный хранитель Дамели Кадыркулова поясняет суть неизвестных многим терминов:
- Список в иконописи представляет собой воспроизведение почитаемой иконы. В отличие от копии он в точности не воспроизводит оригинал, - объяснила она.
Иными словами, речь идет о воспроизведении священного изображения с передачей его духовного смысла, содержания. В копии, где полностью повторяется оригинал изображения вплоть до отображения с фотографической точностью всех трещинок, царапинок и сколов, превалирует форма.
- В фондах нашего музея имеется один из списков иконы Казанской Богоматери, датируемый серединой XIX столетия. Она попала к нам из семейной коллекции Колесниковых. Изображение написано по канонам. Выполнено оно на липовой доске, покрытой левкасом - алебастром, разведенным с жидким клеем, и снабжено специальными надписями и знаками. Богородица изображена фронтально, оплечно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к младенцу Иисусу Христу, восседающему на одной руке. Он представлен строго в анфас. Фигура ограничена по пояс. Видна только правая рука с благословляющим двуперстным жестом. Вторая рука Бога-младенца скрыта одеждой, - рассказывает Д. Кадыркулова.
Как отмечает главный хранитель, судя по написанию образов, колориту и более темному их фону, список областного музея можно отнести к классическому стилю.
У иконы Казанской Богоматери интересная история. Она берет начало с 1579 года. Как пишет современник событий патриарх Гермоген, говорится в видеообзоре, после пожара в Казани, в результате которого была уничтожена часть города, во сне десятилетней Матрене явилась Богородица, велевшая откопать икону на пепелище. И действительно, в указанном месте, где была печь, на глубине «немногим более двух локтей», горожане нашли искомое, обернутое рукавом однорядки ветхого сукна вишневого цвета.
«Сам же образ сиял дивным светом, как будто был недавно написан свежими красками. Грязь же не коснулась этого чудного образа, чему мы сами были свидетели», - говорится в повести, написанной святителем Гермогеном. За более чем четыре столетия вокруг обретенного в Казани лика сложилось множество легенд, связанных с его чудесной помощью. С 1624-го по 30-е годы прошлого века один из самых ее знаменитых списков хранился в Москве, в Казанском соборе, построенном на средства князя Дмитрия Пожарского на Красной площади.
- Сегодня можно с уверенностью сказать, что русская икона является произведением искусства. Следует отметить, что иконопись не является направлением живописи, но ценится не менее высоко. У иконы есть своя история. Она переживала моменты расцвета, упадка, забвения и возрождения. Она самобытна, потому что неразрывно связана с культурой народа, воплощает в себе величие и многогранность русской души, - подчеркивает ведущая выпуска.