В музее изобразительного искусства размышлял о жизни поэт, воплотивший «Черный квадрат» Казимира Малевича, Винсент Ван Гог говорил о том, как непросто создать шедевр и почему спустя сотни лет помнят только об отрезанном ухе, а героиня картины «Итальянский полдень» Карла Брюллова играла на гитаре. 


«Картины. GIF» - такое название дали выступлению: как только гости музея подходили к произведению искусства, оно оживало. Спектакль, в котором участвовали карагандинские авторы, организовали музей и творческое объединение «Секретная база». 


- Что-то подобное мы делали на Дне музеев раньше – «оживляли» Сальвадора Дали, к примеру. Идею ребята предложили сами, инвентарь и костюмы, картины и собственные стихи или прозу к ним тоже подбирали сами. Я рад, что такие проекты у нас проходят, за них берутся инициативные ребята, - поделился заместитель директора музея Александр Гехт. - Я только недавно узнал, что авторы, которых мы знаем как представителей творческого объединения «Твой остров», стали частью еще одного – «Секретной базы», причем у них уже прошло несколько выступлений. Приятно, что они ищут новые формы и воплощают в жизнь новые идеи.


«Секретная база» - творческое объединение карагандинских поэтов, прозаиков, музыкантов. Оно существует три года, а в ответ на вопрос, почему о нем известно не так много, автор Василиса Вельман пошутила: «Мы очень секретны!». Девушка не первый год занимается организацией творческих встреч, пишет в основном прозу, но для «Картины. GIF» приготовила стихотворения. Она воплотила супругу Марка Шагала Беллу Розенфельд и картину «Любовники».


- Состав «Секретной базы» часто менялся – сейчас из старого остались только я и Михаил Папуша, а всего нас около 12 человек, - рассказала Василиса. - Кто-то уезжает, приходят новые люди – причем это как наши местные авторы, так и из других городов. К себе мы пригласили, например, ребят из Усть-Каменогорска: они иногда приезжают в Караганду на творческие вечера. Дружим и со столичными авторами. В этих городах много интересных поэтов и писателей, но сотрудничать получается не всегда, хотя стараемся приглашать ребят к нам и ездить к ним в гости хотя бы раз в год. Отмечу, что в столице существует чайный клуб, где как раз во время чаепития выступают местные авторы. У нас так тоже делают, но более скромно – сами собрались, сами почитали...


Экскурсоводом на спектакле живых картин стала еще один карагандинский автор – Анастасия Денисова. В выступлении охватили разные века – с XVII по XXI, и после того, как Анастасия озвучивала историю картины и ее героев, авторы дополняли действие стихотворением или прозой под аккомпанемент гитары или пианино. Это походило на некий иммерсивный спектакль, в котором зритель принимает непосредственное участие.


Ирина Дергунова, изображая «Итальянский полдень», поведала публике, как ее рисовал Карл Брюллов, «Автопортрет» Винсента Ван Гога писал Вадим Ким, Роман Урсарюк вспоминал о ранчо рядом с одноименной картиной Томаса Икинса. Михаил Папуша воплотил «Меланхолию» Эдварда Мунка, Роман Тен рассуждал о важности отправиться в новый путь перед «Морским видом» Ивана Айвазовского, Алексей Тен рассказал о секретных операциях на фоне «Родина слышит» Васи Ложкина. Прекрасно выступила приглашенный автор Регина Уткина: девушка прочла размышления о музе и исполнила песню «История любви» на собственные стихи, воплощая «Женщину в красном» Джованни Болдини.


Особый интерес публики вызвал «Черный квадрат» Казимира Малевича: его изобразил Амирали Кожагулов, прочитавши свои стихотворения: он вел диалог со зрителями из-под накрытого черной тканью куба. То и дело оттуда вылетали записки – публика с интересом их подхватывала, а рассуждения квадрата были весьма жесткими. Насколько люди жестоки? Что мы оставляем после себя? Для чего мы живем? Звуковое сопровождение, надо сказать, здесь было тоже зловещим.


Амирали позже подтвердил: абстракция, а именно таков жанр «Черного квадрата», создает более широкое поле для диалога со зрителем, и потому стихотворения выбрал серьезные: «Приветствие квадрата», «Как жестоки вы», «А дома – и пусто и грустно». В этом году юноша завершит учебу по классическому вокалу и собирается поступать в училище им. Гнесиных.


- А мне очень нравится Ван Гог, поэтому я выбрал его «Автопортрет», - поделился Вадим Ким, стихотворение которого, «Шедевр», идейно совпало с картиной. - Судьба, конечно, у художника была тяжелая, но страсть, с которой он отдавался своему делу – это пример, достойный уважения.


«Картины. GIF» состоялся в музее изобразительного искусства в рамках проекта «Арт-терапия», который действует здесь не первый год. Финал спектакля, на который зрителей пришло, к сожалению, немного, привел их к совершенно пустому мольберту – но здесь авторы предложили им нарисовать собственную сборную картину.

 

Анна СТРОКОВА