20.09.2018 ЕКараганда
В Караганде состоялось открытие выставки к 90-летию трех создателей Союза художников
В Музее изобразительного искусства 19 сентября состоялось открытие выставки к 90-летию трех создателей Союза художников Караганды. Работы художников различаются по жанровым пристрастиям, стилистическим устремлениям, но объединяет их желание следовать традициям и умение отразить в своих работах дух времени.
Билык Анатолий Петрович (1928-2015), Заслуженный деятель искусств Казахской ССР, академик Академии художеств РК, почетный гражданин Караганды, известен как автор более двадцати памятников и монументов, установленных в Казахстане, странах СНГ и дальнем зарубежье, целой галереи портретных образов выдающихся людей Казахстана. Основные темы его творчества – это темы героизма и труда, что объясняет и выбор им героев своих портретов – они близки ему по духу и душевному складу: неуспокоенные, дерзновенные, полные энергии созидания. Ему нравятся люди сильные, мужественные, полностью отдающиеся своему делу, поэтому он часто лепит Героев Советского Союза и Героев Социалистического труда. В них он видит воплощение своего идеала. Под рукой скульптора простые черты человеческого лица преображаются, становясь значительными, одухотворенными. В них раскрываются не столько индивидуальные особенности личности, сколько общечеловеческие начала конкретного характера, а значит и «духа» времени. Это органичное соединение типического и индивидуального, личностного пришло в становые работы художника из его монументального опыта, в котором он постиг тайны пространства и его взаимоотношений со скульптурным объемом, прочувствовал пластическую красоту обобщенной пластической формы.
Крылов Виктор Иванович (1928-1978), Заслуженный деятель искусств Казахской ССР, первый председатель правления Союза художников Караганды, оказал большое влияние на развитие изобразительного искусства региона. Творческий диапазон В.Крылова очень широк: он работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства, предпочитая сюжетно-тематическую картину и портрет. Постоянные занятия монументальным искусством (роспись, мозаика, рельеф) помогли ему выработать в живописи свой лаконичный выразительный язык, где декоративность и стилизация органично соединялись с эмоциональной насыщенностью и исторической убедительностью. Тематически художник чаще всего обращался к истории Караганды, ее индустриальным гигантам, даже в портрете предпочитая его композиционную форму, когда характер человека раскрывается через его дело, а сам человек выступает типическим представителем своей профессии, своей нации и своего времени. Поэтому в работах Крылова практически нет повествовательности: он создает обобщенный образ Времени, воплощая его в лицах героев своих полотен. И только в женских образах художник обращается к индивидуальным характеристикам, становясь лириком, создавая глубоко поэтические произведения, пронизанные большим личным чувством.
Шамшин Вениамин Вячеславович (1928-2004) – яркий представитель русской классической школы живописи, тяготеющий к созданию тематических картин, хотя с большим удовольствием он работал и над графическими сериями. Каждое его произведение отличается подробно разработанной сюжетной линией, скрупулезно выстроенной композицией, внимательным отношением к деталям, так как все это должно работать на образ. Образ, как ядро произведения, для художника особенно важен – именно в нем находит отражение мироощущение автора, его восприятие реальности и своих современников, тем более что сам он своими предпочтениями ориентируется на прошлые великие достижения мировой культуры, ценности которых он хочет донести до тех, кто сегодня рядом. Страстный поклонник музыки и литературы, героями своих произведений он выбирает Чайковского, Моцарта, Паганини, Пушкина, Сервантеса и персонажей их творений. Перипетии их судеб часто становятся основой для решения важных и сложных вопросов духовного становления, вопросов борения духа, тесно связанных с проблемами художественной культуры, ставших чрезвычайно актуальными в настоящее время. Свои размышления о личности и ее влиянии Шамшин апробирует в серии портретов своих друзей: художников, актеров, музыкантов, чей внутренний мир он сопоставляет с великими образцами. Начав с простой фактографии, неспешного рассказа о труде и быте современников, в расцвете своих творческих сил художник приходит не только к решению морально-этической проблематики, но к философскому ее осмыслению. Философское и этическое осмысление процессов, происходящих в современном обществе, он анализирует на примере евангельских сюжетов, в которых утверждает общечеловеческие гуманистические ценности, актуальные, востребованные и в наше время.
Разные художники, создавшие когда-то Союз художников Караганды, видевшие расцвет организации, своими произведениями сегодня отправляют нас ко времени своей молодости с другими идеалами, другими ценностями, другими этическими установками, в которых, однако, мы можем найти много общего с нашими устремлениями, почерпнуть примеры самоотверженного служения Искусству.