21 августа 2018 года Индустриальная Караганда

Город, воспетый в картинах

Автор: Анна СТРОКОВА

Караганда шахтерская, Караганда - космическая гавань, Караганда в разные времена года - эти образы города собраны в выставке «Караганда в портретах и пейзажах». В областном музее изобразительного искусства только что завершился ремонт, а планов на новый сезон немало.

Новая выставка в музее, говорят его сотрудники, - это знак уважения, любви и благодарности карагандинцам и городу за то, что в непростое время у храма искусства появился шанс провести ремонт. Куратор экспозиции и заместитель директора музея Александр Гехт уточняет: здесь полностью обновили залы, установили вторые рамы на окнах (теперь в музее должно стать теплее), заменили напольное покрытие. Залы теперь выглядят намного просторнее: кажется, будто ты не в музее, а в огромной современной галерее. Ремонту, кстати, подверглись и кабинеты сотрудников.
- А когда ремонт заканчивается - работать хочется еще больше, поэтому мы с энтузиазмом взялись за новую выставку, - продолжил Александр Геннадьевич. - Мы учли, что впереди День Конституции, День шахтера, а в следующем году у города юбилей, поэтому с темой определились сразу. Портреты и пейзажи наиболее полно раскрывают историю Караганды и отражают ее неповторимый образ, а также образ самих карагандинцев. Гостям представлены портреты шахтеров, первостроителей города, деятелей культуры и искусства, нашего первого космонавта Тохтара Аубакирова. И даже иностранный посетитель, побывав на выставке, сможет проследить развитие Караганды. Во всех работах чувствуется трепетное отношение к городу - и у мастеров старшего поколения, и более юных, и в полотнах репрессированных художников, которые тоже включены в экспозицию.
А какой он, образ современного карагандинца? Александр Гехт рассуждает: сейчас любить свой город и знать его историю, как бы это странно ни прозвучало, модно. Молодежь, считает он, лучше относится к городу, и музей настроен внести в это дело свой вклад.
- Конечно, печально, что в прошлом шахтерскую столицу сейчас таковой не назовешь: Караганда 30-летней давности, где можно было на каждом шагу увидеть шахтера, уже не та. Да, город все еще трудовой, но не такой узконаправленный: экономика развивается всесторонне, работают заводы, центры высоких технологий. Но современный карагандинец, думаю, соответствует своему времени: он хочет учиться, стремится к успеху.
О карагандинцах, продолжил Александр Геннадьевич, всегда говорят с теплом: это сильные люди, со своим стержнем. В нас нет снобизма, который присущ жителям других городов и регионов, считает А. Гехт, но в нас есть здоровый патриотизм.
К слову, на выставке «Караганда в портретах и пейзажах» зрителям предложены как произведения из фондов музея, так и те, которые поступили сюда недавно и выставляются впервые. Но это полотна не совсем юных художников: среди них работа Андрея Перминова «Черное золото» в стиле интенционизма - отличный пример современного искусства, написанный маслом с золотым и серебряным пигментами. Впервые представили «Парк» Карипбека Куюкова - яркую работу, прекрасную по цветовому решению. В списке новинок и работы Сергея Глазкова с изображением ветеранов труда Зайруллы Нигматулина, Ерикбая Аубакирова и Мартбека Мамраева.
- Зал обновленный, выставка до боли знакомая: это как любимое платье, к которому добавлен новый аксессуар, - поделилась научный сотрудник музея Виктория Храпко. - Знакомые многим работы мы представили по-новому, а нашим гостям, в том числе художникам, было очень приятно прийти и вновь ознакомиться с шедеврами ныне творящих и тех, кого сейчас с нами нет.
В гости в музей прибыл и ровесник Караганды, ветеран труда Абильда Алимбаев - доктор экономических наук, руководитель Карагандинского института регионального развития.
- Родился я в Михайловке - тогда она называлась Большая Михайловка, на улице Верхней, - рассказал Абильда Амирханович. - Мне повезло: окончил казахскую школу и поступил в только что открывшийся политехнический институт. Я рос - рос и город: я окончил институт, поработал в шахте, открылся университет - поступил туда, поработал там - открылась академия, где я трудился позже. В середине 70-х годов мне предлагали переехать в Алма-Ату, но я остался в родной Караганде. 
Ветеран шахтерского и актерского труда, поэт Виталий Боженко, тоже выступил на открытии выставки: он прочитал свои стихотворения, в том числе известную «Вышку», как всегда выразительно - без микрофона. Караганда для него - это люди, которые были в ее истории и которые есть в ней сейчас.
Наш город - родной и для летописца карагандинской архитектуры, почетного архитектора РК Сергея Лебедева. Сергей Алексеевич признавался: Караганда уникальна во всем мире: за свои 80 лет, за годы одной человеческой жизни, с нуля она превратилась в центр культуры и промышленности, а это - прецедент в мировой градостроительной практике. 
Открытие экспозиции «Караганда в портретах и пейзажах» ознаменовалось не только выступлениями наших земляков, но и показом роликов «Город мой Караганда» (в нем показали старый областной центр), а также «Караганда будущего». Согласно второму видео, Юго-Восточная часть города станет административно-деловым центром, а нынешний Новый город останется историческим.
Преддверие сентября - это своего рода преддверие нового сезона. Что ожидает нас в новом для музея сезоне? Ежегодная выставка молодых художников, выставка творчества осужденных, которая откроется 24 августа и тоже соберет немало интересных работ. В музее готовятся и к юбилейной выставке Петра Кишкиса, которая должна занять оба зала.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА