24 февраля 2018 года Индустриальная Караганда

История, написанная кистью

Автор: Анна СТРОКОВА

Имена известных казахстанских художников - неотъемлемая часть истории страны. Они воспевают человеческий труд и любовь к Родине, воссоздают образы исторических деятелей казахской земли и ее лучших людей. Профессионализм полотен отечественных мастеров можно оценить в областном музее изобразительного искусства.

 

На днях здесь открылась выставка «Наследие художников Казахстана» в рамках программы «Рухани жаңғыру» и 30-летия музея. Был широко представлен жанр портрета ― в зале расположились портреты Курмангазы, Абая, Куляш Байсеитовой, Каныша Сатпаева и Олжаса Сулейменова: в этих работах прослеживается история Казахстана в лицах. Примечательно то, что в фондах музея живут и полотна прославленных мастеров республики ― Абылхана Кастеева и Канафии Тельжанова, Гульфайрус Исмаиловой и Хамзы Кикимова.

 

Самые старшие работы выставки ― полотно А. Кастеева «Социалистическое животноводство» и «Геологи над изысканием сырья» М. Белова 1947 года, причем вторая выставляется в музее впервые. Среди наиболее поздних работ ― произведения молодых карагандинских художников: натюрморт в национальном стиле «Созвучие» Айнагуль Омаровой (2011 год) и «Кокпар» Натальи Герасимовой (2010 год) ― динамичное полотно, отражающее момент национальной игры так реалистично, словно это фотография. В этом году отмечается 350-летие Бухар жырау, яркого представителя казахской поэзии и советника хана Абылая. В своих произведениях акын касался всех актуальных вопросов своего времени, и в этом ракурсе художник Айбек Бегалин отразил дух эпохи легендарного поэта в полотне «Портрет Бухар жырау». Его работа ― сочная по цвету, но темная по общему цветовому решению, создана в 1993 году. Темный фон картины отражает тяжелые времена, когда казахский народ угнетали враги-джунгары, а в самой работе узнается особый стиль Айбека Бегалина, который, по словам научного сотрудника музея Виктории Храпко, предпочитает исследовать таинственное и непознанное.

 

- Личность Бухар жырау настолько всеобъемлющая и многогранная, что не могла не заинтересовать Бегалина, - дополняет Виктория. - В своих работах художник переносит нас в особый мир, а в портрете своего героя приближает к зрителю настолько, чтобы можно было взглянуть ему в глаза. Бухар жырау будто находится рядом с нами, а мистика картины поддерживается мазаром вдалеке от него ― он словно бы рядом, но не во плоти. Еще одна примечательная работа - портрет Розы Баглановой кисти алматинского мастера Гульфайрус Исмаиловой, объединяет два момента: Багланова - одна из легендарных певиц, а Исмаилова ― известная в республике художница. Гульфайрус писала в основном портреты своих современниц ― Р. Баглановой, Б. Тулегеновой и других: ей нравилось исследовать женский мир. Портрет Розы, скорее всего, был создан после выступления: об этом говорит ее сценический образ и торжественный наряд.

 

Язык метафоры и символа, рождающий большой круг ассоциаций, использовали для своих произведений карагандинские авторы - Мингиш Абылкасов, Мурат Калкабаев, Журсын Балкенов. И если в работах М. Абылкасова символы более явные (диалог со зрителем ведется через предметы или природу), у М. Калкабаева и Ж. Балкенова они прежде всего сконцентрированы в цвете.

 

В первые дни своей работы выставка «Наследие художников Казахстана» обрела приятное дополнение: для шестиклассников карагандинской общеобразовательной школы № 16 сотрудники музея провели тематический урок «Ұлы даланың ұлы тұлғалары: Қазыбек би және Бұқар жырау». Цель занятия ― просветительская: детям рассказали об истории казахского народа через призму изобразительного искусства. Для ребят провели экскурсию, а вместе с портретом Бухар жырау продемонстрировали портреты Казыбек би и Абылайхана, недавно изданную о них литературу. Детям рассказали о других казахстанских художниках, которые создавали портреты исторических личностей нашей страны. Особо отмечу рассказ Назерке Жартын о визите Казыбек би к Бухар жырау, когда второй переживал свои последние дни: он попросил бия рассказать о значении цифр от одного до десяти, и тот связал роль каждой цифры с единством народа.

 

Однако позже Назерке поделилась: не так часто отечественные художники пишут портреты исторических деятелей - биев и ханов. Один из немногочисленных портретов Казыбек би написал его потомок, наш земляк Карипбек Куюков, а что касается Бухар жырау, его портреты пересчитать и руки не хватит: один Ануар Игембаев из Павлодара, другой ― Айбек Бегалин. Поэтому в этом году в музее решили запустить специальный проект и призвать наших мастеров кисти писать исторические портреты. А с наследием художников Казахстана можно ознакомиться до 27 февраля.

 

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА