27 февраля 2018 года Индустриальная Караганда

Глубина пространства

Автор: Нина КРАМЕР

26 февраля исполнилось бы 75 лет деятелю искусств КазССР Мингишу Абылкасову. Пять лет назад он скончался, оставив после себя огромное творческое наследие. Жизнь и творчество художника, ушедшего с кистью в руке, - пример того, как надо творить, любить людей и родную землю. На днях в областном музее изобразительного искусства прошла мемориальная выставка, посвященная юбилею поэта.

- Здесь выставлено около 50 работ, 13 из них - из фондов музея, - говорит директор музея ИЗО Бибигуль Кудабаева. - Представлены ранние и поздние работы автора. В экспозиции можно проследить, как менялись колорит работ, композиция, жизненный опыт, мировоззрение художника. В частности, мы расположили много последних работ М. Абылкасова на центральной стене выставки. Чем старше становился Мингиш Мауленович, тем легче, душевное, прозрачнее становились его картины. И мы подметили, что в последние три года своей жизни он очень часто писал небо с облаками. Может быть, это было предчувствие…

Коллеги и близкие героя выставки говорили о том, что у него была очень легкая рука. Бибигуль Сагинтаевна, проработавшая с ним 15 лет, вспоминает, что за день-два в его мастерской рождались шедевры. Причем он с легкостью мог переписать любую картину, если она ему не понравилась.

Об интересном опыте творческого общения рассказал и случайно оказавшийся на выставке известный театральный художник Есенгельды Туяков. Недавно он оформлял спектакль к 350-летию Казыбек би, а сейчас приехал из Алматы, чтобы выполнить работу по так называемой одежде сцены Дворца культуры горняков.

- Когда я приехал сюда в первый раз из Москвы, после учебы, мне дали большой заказ - 20 портретов членов Политбюро, - говорит Е. Туяков. - Я начал работать, что-то получалось, что-то - нет. Ведь я был начинающим художником, с портретами до этого толком не сталкивался. И когда время подходило к сдаче, решил, что с кем-то надо посоветоваться. Мингиш Мауленович в то время был опытным живописцем. Он на них посмотрел и вынес вердикт: «Ну вы их пережарили, перекрасили, надо бы подправить». Я согласился, у меня руки в то время были напряженные, и я попросил его помочь исправить портреты. Он смешал три колера: темный, средний и светлый, можно сказать, не рисуя, слегка прошелся по картинам и буквально за два часа все встало на место. Результат был потрясающий!

Есенгельды Туяков считает, что у Мингиша Мауленовича всегда в картинах был свой сюжет, драматургия. Он будто рассказывал зрителю: что было, что сейчас и что будет с изображением. Благодаря его подаче, зритель видит событие более ясно. Это художник, который отдавал окружающим всего себя без остатка, донося до людей высокую казахскую культуру.

К сожалению, много его работ осталось в частных коллекциях, казахстанских и зарубежных. Мингиш Абылкасов активно участвовал в различных творческих группах, много путешествовал: был на пленэре советско-польской группы живописцев в Польше, творческих поездках в Крым и на озеро Сенеж. Туристические поездки в Швецию, Германию, Турцию, Болгарию способствовали формированию творческого мастерства и мировоззрения. Его сын Тулеген Абылкасов говорит, что после смерти отца они постарались сохранить в семейном фонде все оставшиеся картины, не дарить и не продавать их, чтобы оставить наследие потомкам.

- Он часто изображал на картинах своих родственников, - говорит Тулеген. - Рисовал мою дочь, маму. Здесь есть картина, которая называется «Натурщица», небольшое полотно, но очень душевное и чуткое. Мы готовимся в этот юбилейный год выпустить об отце книгу.

Желание духовного познания, проникновения в суть вещей и явлений, которая выявила бы основу взаимоотношений человека и мира, заставляло художника обратиться к самым простым мотивам, в которых и заложена истина: земля и небо, степь и дерево, город и человек обретают аллегорический, знаковый характер. Мерный ритм композиционных построений, затягивающая глубина пространства его полотен создают ощущение вечности,

непрерывности бытия. В этом есть нечто от восточного углубленного самопознания, когда замыкается круг времени, когда все богатство жизненного опыта человечества, накопленное веками, пропускается через индивидуальное восприятие, становясь глубоко личным и от этого чрезвычайно действенным.

Фото Линара ГАЛИМОВА