Автор: Анна СТРОКОВА
Более 80 картин из фондов областного музея изобразительного искусства собрала выставка «Караганда глазами мастеров», посвященная Дню города и 30-летию самого музея. Здесь есть на что посмотреть: в экспозиции представлены как работы современных художников, так и первых летописцев областного центра. Первые полотна карагандинских художников поступили в фонды музея в конце 80-х годов. Мастера писали Караганду индустриальную, культурную, спортивную, космическую - эта тематика актуальна по сей день, а начиналась она с Павла Андреюка, Петра Антоненко, Виктора Буша, Мингиша Абылкасова, Виктора Крылова и других мэтров, ставших реальными свидетелями развития города. Они писали его первостроителей, шахтеров, Героев Социалистического Труда.
История изобразительного искусства Караганды ведет свой отсчет с 70-х годов, когда художники работали в графике и академическом жанре, создавая работы маслом: акриловых и гуашевых красок еще не выпускали. Но у масла свой плюс - картины, которым более полувека, прекрасно сохранились и проживут еще долго.
По работам выставки «Караганда глазами мастеров» можно проследить и развитие изобразительного искусства нашего края. Экспозиция, рассказала куратор выставки и главный хранитель фонда музея Дамели Кадыркулова, построена таким образом, чтобы зрители могли наблюдать, как со временем менялись взгляды художников. Выставка начинается с полотен 50-60-х годов: развитие города шло бурно, художники помогали при разбивке ландшафта, создавая аллеи и парки, бульвары и улицы, украшая их вместе с архитекторами. Жилые дома привлекали мозаиками, созданными не только карагандинскими мастерами, но и их коллегами со всего Союза.
В 90-е годы, с развалом СССР, процесс затормозился, но, так или иначе, люди тянулись к прекрасному, а художники осваивали новые техники. Появилось больше пейзажей - в том числе городских, с изображением новостроек, в творчество пришли патриотические сюжеты и портреты исторических личностей. Менялась и технология написания: рынок стал более открытым, художники работали с новыми видами холстов, карандашей и красок. Одним из самых старших экспонатов выставки стало полотно Виктора Буша «Копай-город» 50-х годов. Художник приехал в Караганду после сороковых, а рабочий поселок близ террикона написал по воспоминаниям старожилов.
- Пейзажи Виктора Буша в основном индустриальные, хотя он был и прекрасным портретистом, - поделилась Дамели Кадыркулова. - Палитра «Копай-города» коричнево-охристая и, возможно, отражает осень или позднее лето. Автор показывает рабочую атмосферу, и не зря рядом с поселком высится величественный террикон - важнейший элемент промышленности того времени. Надо сказать, что «Копай-город» действительно существовал - это была территория между Майкудуком и Сортировкой.
Привлекают внимание пейзажи самой Караганды: одним из тех, кто часто пишет родной город, является художник Олег Дроздов, а его картина «Хмурый день. Угол проспекта им. Бухар-жырау и улицы Чкалова», написанная в 2008 году, заняла достойное место на выставке. - Работа очень сложная, - объяснила Дамели Жаргеновна. - Мокрый асфальт написать непросто - так же, как написать белый снег: сложность и в оттенках, и в самой технологии.
Вместе с тем «Хмурый день...», как и другие работы Дроздова, отражает динамику: здесь четко ощущается движение машин на дороге, ясно проглядывается отражение зданий в мокром асфальте под насыщенным сиренево-голубым дождливым небом Караганды. Вместе с картинами мэтров прошлого века и современных на выставке собраны произведения последних лет, написанные в том числе юными художниками. Среди молодых авторов, которым едва за 20, главный хранитель фонда называет Маргариту Белецкую и ее работу «Площадь Гагарина» в технике пастозной живописи. Отмечу, что полотно Маргариты легко принять за работу опытного художника.
Еще один современный мастер, отражающий родной город в своих произведениях, - Лидия Дроздова. Ее «Памятник влюбленным в парке» написан на холсте в технике батика и смотрится очень самобытно. Скульптурную композицию на бульваре Мира открыли несколько лет назад, а ее автором стал карагандинский архитектор и художник Жанат Комутов. Дамели Кадыркулова предполагает: скорее всего в монументе отражена история Кыз Жибек и Толегена - молодая пара облачена в национальные костюмы. Светлая цветовая гамма скульптуры диктует и манеру написания, использованную Лидией Дроздовой, - более графичную, но от этого картина не теряет своего уюта: она написана в теплых тонах, пробуждающих думы о весне. Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА