Традиционно ко дню рождения Караганды – 10 февраля – областной музей изобразительного искусства выставляет экспозицию из своих фондов. На сей раз явно выделяются три темы: рождение и рост Караганды, шахтерская тематика и новая Караганда. И мы решили пробежаться по страницам истории любимого города.

Ольга МООС

 

 

На выставке представлено более 80 произведений, созданных первыми художниками Караганды, средним поколением и современными, ныне здравствующими мастерами. Это городские, индустриальные пейзажи и портреты выдающихся карагандинцев: шахтеров, строителей, ученых, деятелей культуры и искусства.
– Рост города, появление проспектов и улиц, памятников архитектуры и скульптуры – все это переносили на свои полотна первые художники, – обращает нас к истории старший сотрудник музея Александр Гехт.


Первые шаги поселка к городу не запечатлели живописные полотна. Зато свидетельства о них хранит государственный областной архив. Руководитель отдела использования документов Ольга Беркун цитирует журналистку Ольгу Лятковскую. Москвичка приехала в Караганду по приглашению легендарного Корнея Горбачева.


«Желтоватыми бугорками торчат юрты около Караганды. Сколько их – сосчитать невозможно... Идет стройка. Пестрая толпа женщин шумна и суетлива. Они на носилках таскают песок, камни и глину. На верблюдах и лошадях подвозят к уже воздвигнутым корпусам строительные материалы, – пишет Ольга Лятковская в очерке «Караганда», опубликованном в январском номере журнала «Москва» за 1932 год. – Рядом ползут тяжелые тракторы, ухают паровые машины. В механическом цехе солидно и деловито дымит труба. Среди лязга железа, рева верблюдов слышится оживленный казахский говор. Черные, измазанные углем казахи-шахтеры в живописных лохмотьях проходят с кайлами и кирками... У стен саманных построек лежат вороха домашнего скарба: подушки, матрацы и сундуки. Пока еще негде жить. Рабочие в ожидании новых жилищ ютятся в землянках. Тут же под открытым небом на сложенных из кирпича плитках и печках пекут хлеб, кипятят чай. Кругом бегают ребятишки, бродят телята, поражает обилие лохматых, худых собак. Нет ни кустика, ни деревца, всюду носится едкая каменноугольная пыль».


Простим московской журналистке определения степи «бесплодная», «убогая», «дикая», «сожженная солнцем». Для нее, как и для всей советской молодежи 30-х, куда милее степи была деловито дымящая труба. Этих труб не счесть в индустриальных пейзажах праздничной выставки.
И все же командированная из столицы Лятковская «в этой пустыне» зелень увидела: «Недалеко от Большой Михайловки, возле речки Букпы-Сокур, устроен первый питомник. Он молод, как молодо все в этом краю. Его устроили лишь в мае 1931 года. Площадь в 3,5 гектара зеленеет молодыми побегами кустарниковой ивы и тополей. Странным и необычным кажется здесь, в унылой степи, целое море зеленых деревцев, колеблемых ветром. Их подрезают, их можно уже рассадить». 


– Землю возили верблюды, волы и лошади, – добавляет Ольга Беркун. –Кроме тополя и ивы, сажали дубы, рябины, несколько плодовых деревьев и кустарников, черемуху, смородину и крыжовник. Искали, что здесь приживется. Так что тополь как историческое дерево Караганды получил здесь прописку 87 лет назад. К слову, среди специалистов союзного Агролеса, присланных в наш Ботанический сад на озеленение, был американец. Он говорил: «Здесь солонец, здесь ничего не будет расти».


Жаль, что такая короткая историческая память у тех, кто сегодня уничтожает наши деревья...
В том же 1932 году городская контрольная комиссия занимается бытом казахских рабочих. Для них организуют готовку в столовых национальных блюд, открывают чайные. Переводят рабочих из юрт в жилые дома, землянки лучшего типа. 
Жаль, что нет на выставке работ художников Карлага. И сведений о спецпереселенцах областной государственный архив не имеет. Известно только, что среди тех, кто потянулся в Караганду по комсомольской путевке, велению партии или другим, более приземленным причинам, в основном были местные сельчане. Из братских республик рекорд по переселенцам дала Украина. 


По отчету городского отделения милиции на июнь 1934 года прописано населения 26 233 человека: мужчин 12 957, женщин 10514, остальные дети. Всеобщая паспортизация тогда была обязательной. В том же июне совершено 667 преступлений. Привлечено к административному взысканию за антисанитарию, хулиганство, спекуляцию и шинкарство (продажу алкоголя) 1575 человек. Взыскано 10 979 рублей штрафа. Подобрано и устроено 169 беспризорников.
Согласно еще одному любопытному историческому документу, в целях обеспечения плана жилищно-каменного строительства, улучшения культурно-бытового обслуживания рабочих в те годы был введен единовременный сбор на нужды культурно-жилищного строительства. Сбором облагались все граждане, рабочие и служащие, в обязательном порядке те, кто получал доход от литературной и научной работы, а также кооперированные кустари и ремесленники. И некооперированные кустари, имеющие трех и более работников. 


В 1934 году к 17-й годовщине пролетарской революции в Караганде закончили и сдали в эксплуатацию 42 жилых дома общей площадью в 5400 кв. м, два здравпункта, фабрику-кухню с пропускной способностью 15 тысяч обедов в сутки, все основные объекты энергетического центра ЦЭС на 8 кВт, семь школ, Дом отдыха угольщиков, две столовые, прачечные и др. Закончена посадка первой очереди Центрального парка культуры и отдыха площадью 16 га. Всего посадили 620 тысяч деревьев и кустов.


В 1937 году началось плановое строительство районных советов, учреждений связи. В 1938-м жилищный фонд Карагандинского бассейна насчитывает 292,8 тыс. кв. м, на одного человека в среднем приходится 1,9 кв. м. В сентябре 1938-го горсовет рассматривал многочисленные жалобы трудящихся: на 140 тысяч жителей нет театра или Дома культуры, имеется только один кинотеатр, клубы бездействуют, Дом техники тоже, один универмаг на всю Караганду вечно пустует, а за поступающими фондовыми дефицитными товарами (обувь, мануфактура) выстраиваются очереди до 2000 человек... Снабжение промтоварами налажено плохо, нет продуктов в трех гастрономах, десяток мелких магазинов торгуют только водкой и вином. Хороших ресторанов и столовых нет.
В 1940 году жилой фонд пополнился 44 благоустроенными домами с водопроводом, канализацией, центральным отоплением, а также 84 общежитиями. На одного трудящегося в Караганде приходилось уже 4,2 кв. м жилья.


Война ускорила развитие промышленности Караганды: функционировали 54 предприятия союзного значения, в их числе мелькомбинат, машиностроительный завод им. Пархоменко, КарКРЭС, Центральная обогатительная фабрика и другие, 12 крупных комбинатов и фабрик пищевой и легкой промышленности республиканского значения, более 30 предприятий местной и кооперативной промышленности.


Трудящиеся области внесли в Фонд обороны 52 млн рублей, значительное количество изделий из драгоценных металлов, на собранные ими средства были построены танковые колонны «Шахтер Караганды», «Комсомолец Караганды», «Железнодорожник Караганды», подводная лодка «Комсомолец Казахстана», авиазвено самолетов «Женщина Караганды», самолет «Нуркен Абдиров».


В послевоенное время в городе вновь возобновляется многоэтажная застройка. Возводятся крупные здания, разворачиваются работы по благоустройству. Быстрыми темпами развиваются отрасли легкой и пищевой промышленности. Этого требовал стремительный рост населения города. Дальнейшее развитие получает машиностроение, возникшее в годы войны.


Карагандинцы активно участвуют в освоении целинных и залежных земель. Только в первый год целины в совхозы направлено свыше 3 тысяч молодых рабочих.
Жить стало лучше. Это подтверждают не бравурные статьи, а рекламное объявление в «Социалистической Караганде» от 3 июля 1955 года: «Ювелирторг» производит скупку золота, серебра, бриллиантовых изделий, сапфиров, рубинов, изумрудов, золотых часов, а также металлических часов «Звезда», «Победа», «Молния».


И заметка в том же номере – о цветущем проспекте Ленина. Тогда посреди проезжей части по всей улице разноцветной лентой расстелились клумбы с цветами, высаженными самими жителями.


За 20 лет, с 1970 по 1990 год, в Караганде построено 2 млн кв. м благоустроенного жилья.
– За последние 20 лет постепенно исчезли привычные пирамиды террикоников и появились здания, ставшие визитной карточкой новой Караганды. Обновленный и яркий город изображают нынешние мастера, – открывает последнюю часть выставки Александр Гехт.
На самом деле строгой хронологии здесь нет, работы компоновались по цветовой гамме и размерам. Так что экспозиция плавно перетекает от истории к современности. И от этого выглядит более живой.


Выставка «Караганда глазами мастеров» продлится до 12 февраля.