У Ерлана Гаймолдина скупили все картины с волками. Почему-то сюжеты с этими животными сейчас популярнее у публики, чем привычные изображения лошадей. Но художник говорит, что вовсе не собирается отныне писать только этих хищников.

Ольга МООС

 

 

Новые имена

 

Волков Ерлана Гаймолдина можно увидеть на его персональной выставке в музее изобразительного искусства. Экспозиция продлится до 14 января, и любую картину можно купить: это выставка-продажа.

 

Впечатление работы производят удивительное. Надо сказать, они поразили воображение не только навидавшихся всякого журналистов, но даже фотографов. Да что там – даже искусствоведов. Новобранец покорил их не только самобытностью, но и зрелостью творчества.

 

– Выставка стала для меня полной неожиданностью – имя где-то слышала, но работы первый раз вижу, – призналась на вернисаже Наталья Иванина. – Мне очень понравились. И обидно, что два раза в год я собираю от каждой сестры хотя бы по серьге, а тут такой художник, который мог бы достойно представить карагандинцев и на областных, и на республиканских выставках.

 

Речь шла об отчетных выставках Союза художников. Они, безусловно, хороши, но к почерку мэтров мы уже привыкли. А тут все такое новое, яркое, необычное. Коллега Натальи Иваниной Лариса Зоренко отметила некоторую даже агрессивность работ «молодого художника» и в целом «незимнее впечатление» от выставки.

 

– К какому стилю это отнести? – задалась вопросом Наталья Иванина. – Перед нами художник школы казахстанского искусства начала 2000 годов. Все признаки: как он строит композицию, как обращается с цветом. Как обращается с живописной поверхностью: декоративно, лаконично, графично, с хорошо поданными акцентами.

 

Так что вывод такой: не надо надолго запираться в мастерской, ведь художник творит не только для того, чтобы самовыразиться, но и чтобы получить отклик. Ерлана Гаймолдина просили: не замыкайтесь, а работайте и для нас тоже. Директор же музея Бибигуль Кудабаева увидела в первой выставке нового года добрый знак. Год-то знаменательный – музею в 2018-м 30 лет. И объявила старт проекта «Новые имена» успешным. Волки и волчицы

 

В аннотации выставки сказано: «Тематика работ навеяна культурой и эпосом казахского народа, мифологией саков и тюрков, творчеством художника-импрессиониста Модильяни, а также телепередачами о природе вещей и науке». Наверное, не только телепередачами, но и песнями. Отсюда на выставке, к примеру, «Город золотой». Случаются и обыденные сюжеты, про город и горожан, но они не менее необычные и так же цепляют взгляд. Наверное, потому, что Ерлан Гаймолдин еще и поэт. И, как сказал классик, больше, чем поэт. Можете прочесть его посты в «Фейсбуке». Растроганный комплиментами музейных муз художник обещал всем немногочисленным посетителям вернисажа персональную экскурсию. Провел ее и для журналистов.

 

– Когда убили отца Чингисхана, родственники бросили его мать Оэлун с детьми умирать голодной смертью, забрали скот. Она вынуждена была заниматься охотой и спасла большинство детей, – делает пояснения наш гид. – Поэтому здесь я изобразил четыре стрелы, по числу сыновей Оэлун. Сломанная стрела – символ единственной дочери в семье. Ее забрали другие родственники, и она умерла в рабстве.

 

Еще пояснения: цены на картины – карагандинские, не столичные. Покупают их наши, не иностранцы, «Амазонку» приобрели для салона красоты. Друзья сказали: «Рисуй больше волков, раз их всех разобрали. Но зачем? Получилось, и все».

 

Ерлана Гаймолдина вдохновляют легенды, в экспозиции вы найдете и библейскую «Юдифь», и античный сюжет «Похищение Европы». Вообще, по собственному признанию, его воображение возбуждает история, «вся сотканная из легенд и мифологии». Чистых мифов все же больше – «Хромой кулан», например, известный всем как легенда о рождении домбры. Или индейская притча про волков.

 

– В каждом человеке при рождении два волка – черный и белый. Белый учит всему хорошему, а черный – всему плохому, – сопровождает нас к картине Гаймолдин. – Внук старого индейца спрашивает, какой же побеждает в конце концов? Старый апачи отвечает: «Тот, кого чаще кормишь». На вопрос о том, как сам творец относится к определению «самобытный», он отвечает:

 

– Два года назад я неожиданно написал картину – вот эту, где пастух обнимает барана. Тогда я сам удивился. Хотя эскизам многих картин по 20–30 лет, просто они в графике: в карандаше, а не в цвете. А цвет пришел позднее.

 

Ерлан Гаймолдин считает, что сюжеты приходят спонтанно, неизвестно откуда, а его дело всего лишь выразить их на полотне. Безусловно, важно и то, что его научили это делать в Алматинском художественном училище, одном из лучших в СССР. На традиционный вопрос о родовых творческих корнях ответ был такой:

 

– У меня в роду были одни поэты, провидцы и композиторы. Хотя у тюрков все дети умеют рисовать с детства, во всяком случае, они к этому предрасположены.