Калмаханов М. С. Портрет художника Комутова Ж. К. холст, масло 2016 г.

Снежана ЧЕРКАЕВА, 
руководитель экскурсионно-массового отдела
Карагандинского областного музея 
изобразительного искусства

 

Этот год для Жаната Какеновича Комутова обозначен красивой юбилейной датой 70-летия. Для художника это период, когда копилка замыслов наполнена до краев и дело стоит лишь за временем, которого всегда ничтожно мало для человека творящего. Он воплотился в живописи в разных амплуа: художник-историк, художник-исследователь, художник-археолог. В равной мере он и педагог, который оставляет студенту свободу «слова», что так необходимо в обучении искусству видеть и воплощать. 

Комутов – творец, не блуждающий в поисках новых идей, они посещают его сами, во время постоянных размышлений. Внутренний голос диктует замысел и стилистику произведений по мере их воплощения, и в завершении они остаются в состоянии «открытых размышлений». Словно недосказанность на полуслове, это не незаконченность мысли, и не техническая остановка, а его согласие на различные вариации исхода, ибо жизнь многогранна и предлагает нам разночтение.
Автору комфортно там, где его мастерская, так же комфортно вне ее стен, ведь творчество продолжается в постоянных раздумьях. Возможно, этот факт дает эффект «отсутствия часов на стене», которому есть место в каждом холсте. Отголоски отсутствия времени затрагивают не только день с ночью, сегодня и вчера, но и древность с современностью, для давних историй автор находит место, вдыхая в них жизнь. 
Он овладевает пространством так же, как и овладевает небольшими фрагментами этого пространства, такими как: степь, камень, пучок травы. Под его кистью и малое и большое принимает форму внутреннего единства.
 Глобальное и незначительное размещены на одной ступени: космос, связь с предками, земля, многовековая история стоят на равных с простыми мелочами из обыденной жизни.
Он оголяет травмы народа, как любящий и верный сын своей земли. В каждой точке и штрихе неравнодушие, местами натянутый нервозный надрыв с надеждой повернуть все в лучшую сторону, где мир – это свобода человека, где мир – это гармония между человеком и природой. Ведь это то, что близко для его живописного жеста, равно как и для него самого. Синий цвет Комутова дает ощущение и воды и воздуха, словно человек-амфибия, зритель и плывет, и дышит, эпизодически встречая желтые лучи, проникшие сквозь глубину вод. 
Вытянутая остроконечность и угловатость присуща буквенному алфавиту письма автора, которые в разных произведениях выражаются с разной силой.
 Присутствие земли ощутимо без ее наглядной видимости, она дышит и незаметно питает человека необходимыми энергиями. 
Между всеми произведениями художника выстроена связь, как продолжение из одной саги в другую. Основными чертами напоминая «триптих» – «квантиптих» и далее, где первое место бессменно предназначено взаимодействию с небом и землей. Земля всегда как источник энергии и подпитки, а небо - Вера и надежда на Всевышнего.
Изложение о личных чувствах, связанных с родом, в произведении «Зовущие» выливаются и в общий плач народа, где каменные балбалы олицетворяют предков и зовут нас! Зовут, призывая к ответственности за сохранение традиций, обычаев и богатого языка. Зовут, напоминая о богатой истории и культурных достижениях, родившихся на этой земле. 
Выросшие силуэты среди желтой степи, медленно следуют, внемля глазами и источая зов из замкнутых ртов.
«В ожидании» любящая пара уже превратилась в единого человека «Әйел ердің қабырғасынан жаралған», руки замкнуты в круг, вторящий животу женщины, как продолжение друг друга, и продление себя в продолжателе рода. Все у них одно на двоих, одна шея, одна голова, одно сердце и их будущий наследник. Понимание без слов, участливость в каждом изгибе силуэта. Жаркий кусок солнца между их лицами согревает их в разные времена, переходя в светящийся ореол над головой женщины – святость и чистота «жүкті әйел».
Глухая стена воинов застилает полотно «Непобедимые», в них олицетворение батыров казахского народа, которые были во всякие времена, открыто говорившие и храбро мыслящие, положившие жизни за свободу родины.
Центральный воин, как олицетворение Золотого человека, символизирующий сегодня защиту от врага и песнь Независимости страны. Остроконечные шапки тиграхауда, ритмично чередуясь, касаются неба. Их фигуры величественны от неба до земли. Эти воины постепенно вырисовываются из ночной степи. Они призрачны словно духи предков. За их фигурами простираются огромные земли (несмотря на исторические потери территорий), что свидетельствует о былом могуществе, об истории завоеваний и распространении этого этноса. А столь маленькое количество народа, проживающих на этих землях говорит о кровавой трагедии… где эти предки, которые владели степями? где всадники, скачущие по степям? и кочевники, для которых степь есть дом?
Верхняя часть работы мигающими огоньками переносит зрителя из древности в современность, тем самым открывая другой пейзаж, в котором пастух, возвращаясь домой усталыми глазами провожает огоньки утомленной степи. Эти две разные картины лежат в одном произведении, как необратимое течение времени.
Хаотичная шероховатость фактуры масла, как коррозия металла отражает седину древности и стушевывает подробности, увлекая в лабиринт давней истории. Воинственность ведет к необратимым последствиям, оттого их стойка в состоянии готовности, но не нападения!
«Аруах рода моего» за пеленой времени, за поволокой памяти и снов появляется всадник на коне. Он веселит и оберегает, появляется и исчезает. В плохие времена служит щитом, в хорошие – превращается в дангыра. Подле его ног вереница людей их силуэты проявляются и пропадают. Красные полосы как потоки – это пережитки кровавых страниц, они лишены горестных оттенков, их стер слой времени, обратив в исповедь о семье. Никто и ничто не уходит, все остается здесь и сейчас.
Творчество Жаната Комутова разноплановое, оно следует неспешно и верно, познавая основы бытия в разных жанрах изобразительного искусства. В каждом из которых есть попытка подобрать ключи к пониманию нашей духовной ситуации.
Академик академии художеств, член Союза художников РК, член Союза дизайнеров РК. 
Характерный «Портрет художника Комутова Ж. К.» кисти Мадихана Сейтмахановича Калмаханова, написанный в 2016 году, мастерски передает образ автора, всегда несущего мысль и владеющего харизмой.