ЧЕРКАЕВА СНЕЖАНА ВЛАДИМИРОВНА
Индустриальная Караганда 10.03.25г.
Руководитель экскурсионно - массового отдела
Карагандинского областного музея изобразительного искусства
город Караганда Казахстан
Искусство портрета героя воина.
к 100 - летию со дня рождения Героя Советского Союза Алии Молдагуловой
«Сегодня ходила в лес за цветами, набрала букет. Лес близко - близко, а кругом поля, цветов много и какие красивые. Вот, чтобы не одной наслаждаться, я шлю тебе гвоздичку, незабудочку и землянику».
из письма Алии тете Сапуре.
Война проявилась в разных видах и жанрах изобразительного искусства, излагая черные дни со всей откровенностью…страх, жалость, боль, слезы и конечно вера, надежда и любовь. К прискорбию, тема войн и по сей день соответствует действительности. Фонды Карагандинского областного музея изобразительного искусства хранят произведения художников - участников войны, а так же работы авторов послевоенных лет.
Хроника Великой Отечественной Войны лежит в запасниках уединенным пластом, имея оттенок тревоги и особого к ним отношения. Здесь и нашла свое тихое место работа «Алия Молдагулова», тихое место покаяния, памяти, скорби и безмерной благодарности. Мест памяти у Героя Советского Союза множество, братская могила в псковских лесах, мемориальный комплекс в Псковской области, Актюбинский областной мемориальный музей А.Молдагуловой, село Вятское Ярославской области, улица в Москве и Санкт - Петербурге, стела в Рыбинске, памятный знак в Артеке, братская могила в деревне Монаково, художественные музеи Казахстана и России. Каждое мемориальное пространство напряженно сфокусировало короткую жизнь Алии. Жизнь с недетским детством, с неюношеским юношеством и нечеловеческой смертью, с красивым названием гибель.
И сколько бы ни проходило раскопок, экспертиз и поисковых работ, неоспоримо важных, для героев такого масштаба нет определенного места захоронения, и нет временных рамок скорби. Они как птицы - благовестники, подарившие нам Мир без войны.
Сохранилось ничтожно мало фотографий её лица, считанные рукописные письма, разнящиеся воспоминания сослуживцев, учителей и одноклассников, но светлая память не утрачена и пребывает с нами.
В год столетия со дня рождения нашей Алии возникает желание не подсчитывать количество её подвигов и убитых врагов, потому как несоизмерима цена жизни юной девушки и той цели, за которую она погибла.
Жизнь, полная скитаний с детства, не лишила девушку чувства восприятия красоты вокруг, а порой и невинных девичьих поступков. В одно из своих писем родным она вложила понравившиеся ей в лесу цветы, когда вокруг шла страшная война. «Сегодня ходила в лес за цветами, набрала букет. Лес близко - близко, а кругом поля, цветов много и какие красивые. Вот, чтобы не одной наслаждаться, я шлю тебе гвоздичку, незабудочку и землянику», [1] Из письма Алии тете Сапуре. Эти сохранившиеся строки лучше всяческих воспоминаний и архивов дают полноценный портрет этой прекрасной дочери казахского народа. Чуткая и отважная, нежная и суровая, с огромным сердцем в хрупком тельце, видящая вокруг светлое и делившаяся им с близкими.
Предположительно снимок сделан в детском доме. Алия в первом ряду слева/E - history
Сохранились несколько черно - белых фотографий Алии. Одна из них сделана в жаркий летний день, на фоне снопов группа ребятишек, маленькая Алия сидит в первом ряду. Короткая стрижка, густые, упрямые волосы обрамляют смуглое лицо. Белая майка на острых плечиках. Маленькими пальчиками она сжимает букет из колосьев, вскоре этими руками придется взять страшную тяжелую винтовку. Она сильно прищурилась от солнца и в этом взгляде столько ребячества, но нет детства и радости, хотя до войны еще далеко. Этот не детский взгляд она несла всегда, потому что жизнь была не легкой с малых лет.
Алия родилась 15 июня 1925 года в ауле Булак Хобдинского района Актюбинской области. По отцу ее фамилия Саркулова из рода табын младшего жуза. Молдагулова же девичья фамилия матери Маржан и её родного брата Аубакира, который и взял девятилетнюю девочку в свою семью после смерти матери. Дядя Абубакир после поступления в Военно - транспортную академию Москвы переехал в столицу вместе с семьей. Через несколько лет академия, в которой учился дядя, переехала в Ленинград. Он тоже переехал, а за ним и вся его большая семья. Так Алия оказалась в городе на Неве, который сразу покорил девушку. Любознательная Алия быстро овладела русским языком, и старалась как можно больше узнать о сокровищах искусства города - музея под открытым небом.
Четырьмя авторами представлен образ Алии Молдагуловой в фондах карагандинского музея. Объединяет эти живописные произведения большой размер, и приближенный к квадрату формат. Этот композиционный прием придает уравновешенность, статичность и несокрушимость герою. Формат и багет создают переход от экспозиционного пространства непосредственно к изображению.
В портретах Алии Молдагуловой есть третий элемент перехода к изображению, это окружающий девушку фон. Фон - поле боя, гнетущий, беспросветный, в котором она одна на один с войной.
Хайдаров Амен Абжанович «Алия» 1985 г. холст, масло, р - р 110х170
Амен Абжанович Хайдаров представил нам «Алию» в первые дни на фронте. Не видевшая войны, но готовая к бою Молдагулова стоит на фоне пылающего огнем православного храма. Юные черты лица, припухлые щеки с румянцем, взгляд девушки живой и нежный, который вскоре изменится. За спиной неизбежная война, языки пламени постепенно приближаются, а впереди мир, которым не налюбоваться. Горящий храм, словно небеса затворились, а Всевышний отверзся. Прием множественности в картине позволяет вести повествовательный рассказ, особо не фокусируя внимания на героине. Она здесь, как часть происходящего в истории страшной войны.
Амен Абжанович Хайдаров - казахский режиссер рисованных фильмов, художник, сценарист. Зачинатель рисованного кино в Казахстане. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР, Член Союза художников Казахстана, Союза кинематографистов Казахстана, Союза дизайнеров Казахстана. В 1941 году ушёл на фронт. Участник Сталинградской битвы, был тяжело ранен осколком мины под Киевом в 1943 году, после чего перенёс несколько тяжёлых операций.
Есиркеев Раимкул «Портрет Алии Молдагуловой» 1961г., холст,масло, р - р 73х60
«Портрет Алии Молдагуловой» кисти художника Раимкула Есиркеева иной, на фоне иллюзорного пламени и неба, стоит Алия, здесь она боец! Её словно «много», она закрывает собой родину. Эту храбрость и несокрушимость придает выразительный ракурс.
Одна рука на винтовке, вторая кисть не обозначена, это недосказанность наталкивает на размышления. Она уже дала отпор врагу и готовится к следующему. Ничего лишнего - единство, сосредоточение лишь на героине, этот прием характерен для портретного жанра военной темы Есиркеева. Раимкул Раимкулович Есиркеев участник Великой Отечественной Войны, куда был призван по окончании 8 классов. Участвовал в боях на многих фронтах. Дважды был ранен. Был награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945» и «За победу над Японией».
Тканко Виталий Дмитриевич «Портрет Героя Советского Союза Алии Молдагуловой» 1948 г. Холст, масло, р - р 122х114
Виталий Тканко «Портрет Героя Советского Союза Алии Молдагуловой». Портрет в динамике, лицо полно решимости и отваги. Бьет дрожью перемолотая взрывами земля, колышется плащ - палатка. Вокруг героини выстроено полное сопротивление.
Тканко Виталий Дмитриевич родился в 1916 году в селе Златоустoвка, недалеко от города Костанай. Закончил, Одесский художественный институт, Алматинский техникум декоративно - прикладного искусства имени Орала Тансыкбаева. С 1945 года жил и работал в городе Алма - Ате.
Ачилов Исмаил Шайкулович «Суровая юность» 1975г., холст, масло, р - р 100х106
«Суровая юность» художника Ачилова Исмаила Шайкуловича, леденящая синяя гамма, холодный, почти морозящий воздух наступающей зимы, последней зимы. Женское начало кончилось, возраст превратился в не считываемую субстанцию - это отпечаток войны, как страшного зла. Она красива в своем бесстрашии, она красива в ожидании Победы. Трагичность в уставшем взгляде и вопрос: ЗА ЧТО?
Автор - профессор искусствоведения, живописец, Заслуженный работник народного образования Республики Казахстан, член Союза художников СССР и Республики Казахстан. Родился в 1940 году в городе Бухара, Узбекской ССР.
Четыре портрета Героя Советского Союза выстроились в хронологическую ленту об Алие. Четыре образа возрождены не просто художниками, а ее земляками, прошедшими войну, каждого из них уже нет в живых.
Авторы одного сознания с портретируемой, что полно и красноречиво передало национальную самобытность и классическую этику Великой степи в образе героини.
Внутреннее состояние картин доподлинно передаёт военное время и его дыхание, те лица и их взгляды, а главное художники сохранили память о Герое Советского Союза Алие Нурмухамедовне Молдагуловой.