В Карагандинском областном музее изобразительного искусства хранятся четыре портрета кисти Гульфайруз Исмаиловой, переданные в дар музею в 1988 году Дирекцией художественных выставок города Алматы. Это экспрессивные образы деятелей культуры, выполненные на одном дыхании. Среди них полотно с изображением женщины-песни.
Полотно обрамляет декоративный элемент, напоминающий баскур, он подобен арке и служит «второй рамой». Его богатая цветовая гамма и сложная орнаментика дают щедрый объем и помещают портретируемую в камерную комнату. Тем самым живописное полотно открывается постепенно, словно из музыкальной шкатулки. Постепенно приходят и мелодия, и звуки ее прекрасного голоса – гибкого и блестящего, смешанного с искристой палитрой художника-женщины. Автор полотна – актриса и художница, которая сумела из двух своих дарований создать некий синтез легкой актерской игры в живописи и палитры чувств в кино. «Девочка, родившаяся в казахской степи – красавица и без расчески» — это про Гульфайруз, ее увлеченность живописью, силу воли, многогранность и красоту.
Портрет по формату большой, и в нем умещается героиня в натуральный рост. Эта маленькая женщина отличалась храбростью, твердостью духа, отвагой, большим талантом, и все эти качества виртуозно перенесены художником Гульфайруз Исмаиловой на холст.
Синий цвет доминирует, его бархатная поверхность первой выступает из полотна, его много, он присутствует в малой степени и в соседствующих цветах, по образу морской волны он окутывает Розу Багланову и делает цветовую гамму портрета чрезмерно холодной. Фон нарочито не нагроможден, а лишь играет красивейшими цветовыми пятнами, которые дают иллюзорную глубину. Они нейтральны, и вместе с тем выразительны, своими шелковисто-перламутровыми переходами от офитового серо-зеленого до колумбинового серого с синеватым отливом.
Перед нами красивая молодая женщина с уже огромным багажом и жизненным опытом, в ее лучистых глазах вся вселенная, лучезарная улыбка в совокупности с украшением и блузой освещает обстановку вокруг. Она по-царски грациозна и одновременно открыта.
Яркая, в богатом национальном костюме. Под камзолом шелковое платье с высокой горловиной. Голову украшает соболиный үкілі бөрік, густо украшенный перьями, он контрастирует с лицом и подчеркивает белизну кожи.
Завитки роскошных серег поддерживают орнаменты на камзоле и создают детализацию на этом большом портрете. И завершает костюм красный прозрачный шарф, он невесомо лежит на ее руках, составляя контраст сине-голубой палитре картины. В живописи не бывает случайных пятен, красный выражает позитивные значения, но и несет болевые отголоски. Прозрачность красного шарфа, его растворяемость говорит о том, что беды прожиты и пережиты, а красота и любовь остались.
Ее наклон сценический и по-казахски участливый, она здесь на сцене, она с народом и из него. Певица на фоне декораций улыбается и кланяется зрителю, одновременно это мечта казаха, когда в твою юрту, чуть пригибаясь, входит красивая женщина – воплощение Родины, матери, жены, дочери. Она входит в дом как гостья! У казахов дороже гостя только дети. Арка за спиной красавицы – олицетворение степи, которая перешла в другое состояние – процветание, счастье и красоту. Предполагается, что невидимая часть юрты соответствует входу. Юрта – это Родина, страна богатейшая и прекрасная. Женщина – это ее дух и сердце. Женщина-песня, ее красота, несущая мир и любовь, желанна в каждой юрте, где в сердцах хозяев живет мечта о том, что расцветет родная страна, придут времена, когда казахская песня будет близка многим, и в каждый дом войдет музыка и красота.
В ее взгляде редкая для женщин неустрашимость, при этом она нежная и хрупкая, улыбается счастливой и радостной улыбкой. А ведь она не баловень судьбы. За свою долгую жизнь она много сделала для страны. Во время второй мировой войны она ездила по многим фронтам, сидела в окопах вместе с солдатами, одним своим присутствием поддерживала боевой дух бойцов и пела, неустанно пела.
Роза Тажибаевна Багланова – советская, казахская оперная и эстрадная певица. Народный артист СССР. Народная артистка Республики Казахстан. Народный Герой Казахстана. В этом году певице исполнилось 100 лет. Этот юбилей включен в календарь памятных дат ЮНЕСКО.
Национальный колорит и внутреннее состояние работы не утеряны под европейской школой живописи, а напротив заискрились в удивительной гармонии. Долгая работа главным художником театра, создание сценических костюмов, декораций и бутафории позволяют Гульфайруз Исмаиловой органично войти в мир сцены и перенести это состояние на холст без прикрас.
Не частый творческий союз, когда женщина пишет женщину. Их обеих объединила полная отдача искусству и счастье быть его частичкой. И та и другая воплощают в себе оба начала: тонкую чувственную женскую натуру и творца, четко знающего, что он делает. Сила казахской женщины в ее долготерпении и невозмутимости. Роза Багланова ушла из жизни в 2011 году в возрасте 89 лет. Автор полотна пережила ее на два года и умерла 2013 году.
Портрет получился с душевным присутствием в нем художника и их совместного диалога. О чем говорили эти две прекрасные дамы в процессе работы над парадным портретом? Наверняка было много раскатистого смеха, девичьего юмора и интересных тем. Оставим этот вопрос другому виду искусства – кинематографу.
Снежана ЧЕРКАЕВА,
руководитель экскурсионно-массового отдела
Карагандинского областного музея изобразительного искусства