Буранбаев Д.А.

Карагандинский областной музей изобразительного искусства

Научный сотрудник отдела фондов

 

«Гутное стекло» из фондов Карагандинского областного музея

изобразительного искусства

 

Ремесло «Гутного выдува стекла», было известно с давних времен, развитие ему дали народные мастера и художники, которые желали наблюдать прекрасное вокруг себя. Именно поэтому, собственное внутреннее ощущение художника и стало основой для изделий из выдуваемого стекла. Первоначально это были классические формы, но с применением специальной стеклодувной трубки мастера понимали, что особые необычные и сложные изделия из стекла - это прерогатива произведений стеклодувов.

На территориях, богатых песком и растительностью, в XIV-XVI вв. возникает много мастерских, которые имело свое название «гута» (помещение), где находились печи, в которой мастера варили стекло и выдували посуду.

Расцвет гутного производства приходится на XVIII – и первую половину XIX века. Гутники изготовляли различные изделия из стекла, в частности стеклянную скульптуру и богатую форм посуду, которую декорировали лепными украшениями, цветными узорами, рисунками или гравировкой.

Во второй половине XIX века гутничество пришло в упадок. В век промышленной индустрии маленькие гутные мастерские с их ручным трудом не выдерживали конкуренцию и были вытеснены большими уже стекольными заводами.  И только в середине прошлого века традиции гутного искусства возродились в творчествах ведущих советских и украинских художников и мастеров Львова и Киева. Мастера изготавливали различные изделия (кружки, рюмки, кувшины, бутылки, графины). Особенно популярными были графины-медведи – важная принадлежность праздничного и свадебного стола.

Процесс изготовления гутного стекла, включает в себя важные технологические особенности. Вначале применяется стекловаренная печь, для варки стекломассы. Разгоряченная стеклянная масса имеет температуру около 1000 градусов Цельсия. Далее мастер применяет стеклодувную трубку или специальные формы. Набрав на кончик трубки небольшое количество стекла, мастер начинает дуть в трубку и выдувает шарик из стекла, который непрерывно вращает. При помощи деревянных брусков мастер придает изделию нужную форму, затем кладет его на специальную поверхность, на которой производит отверстие в изделии или раскатывает какую-либо часть. В состав гутного стекла входит кремнезем и различные оксиды. Каждый элемент оксида придает стеклу определенные свойства. Вне зависимости от представленного эскиза изделие, отличается от того, что задумал мастер в самом начале процесса.

Одними из ярких представителей мастеров по художественному стеклу 60-х и 80-х гг. прошлого века, можно выделить украинских художников из города Киева Аполлонова Ивана Григорьевича (1933-2018гг.) и Альберта Григорьевича Балабина (1934г.). Мастера являются народными художниками Украины. Участниками многих всесоюзных, республиканских и международных выставок. Работы художников хранятся во многих частных и государственных коллекциях. Художественные изделия мастера Аполлонова Ивана обращаются большей частью к формам живой природы, народным традициям и к символическим образам. Балабин Альберт на протяжении долгого времени оставался на родине единственным скульптором, создававшим свои работы от первоначальной задумки до воплощения в стекломассе, без помощи мастеров. В своих произведениях категорически не использовал формы.

В фонды нашего музея 1989-1990 гг. Дирекцией художественных выставок Украины были переданы в дар произведения украинских мастеров Аполлонова Ивана Григорьевича и Альберта Григорьевича Балабина.

Работы художника Ивана Аполлонова представлены из 3-х композиций цветных хрустальных ваз под названием «Тече вода из-за гаю» и «Воспоминание о Полтавщине» выполненные из цветного хрусталя техникой гутного выдува стекла. В композиции «Тече вода из-за гаю» (Рис.1) во всех трех вазах на прозрачном фоне сделаны цветные рельефные разводы. Размеры Вазы расширяются кверху. Цветные разводы условно обозначают текущую воду. В следующей композиции «Воспоминание о Полтавщине» (Рис.2), вазы расширяются в диаметре, затем контрастно сужаются в горлышке. Во всех трех вазах стекло выступает как материалом пластичных эффектов и цветных фантазий, абстрактно обозначающие растительные мотивы.

В декоративной скульптурной композиции малой формы «Попугай» (Рис.3) в общих чертах присутствует оригинальность исполнения мастера Балабина Альберта. На цветном стеклянном опастоменте в виде шара изображены различными, яркими цветами и с прозрачным снаружи покрытием причудливые попугаи. Изделия выглядят лаконично, пластично, контрастно с четкими модельными формами.

Произведения из гутного выдува стекла обладает цветом, прозрачностью, а также фантастической способностью передавать свет, как бы играя, что может вызывать у наблюдателя самые разнообразные поэтические чувства. Любое изделие, созданное в гуте ручным трудом мастера оригинально и неповторимо.

 

      

Рисунок 1. Аполлонов И.                                        Рисунок 2. Аполлонов И.

«Тече вода из-за гаю».                                              «Воспоминания о Полтавщине».

Цветной хрусталь, гутная техника.                         Цветной хрусталь, гутная техника

 

            

 

Рисонок 3. Балабин А. «Попугай». Гутное стекло