Буранбаев Д.А.

Карагандинский областной музей изобразительного искусства

Младший научный сотрудник отдела фондов

 

Височные подвески (шекелік) из фондов Карагандинского областного музея

изобразительного искусства

 

Казахские ювелирные украшения занимают особое место в истории национальной культуры. Истоки этой формы искусства уходят далеко в прошлое на тысячи лет. По данным археологии и топонимики Казахстана Карагандинская область с древнейших времен богата месторождениями полезных ископаемых – это драгоценные и цветные металлы, медь, олово, золото.

Наибольшее распространение у казахов получили украшения из серебра. Золото использовалось реже, подчеркивая силу, мощь, богатства, особое положение их владельца. Ювелирное дело в отличие от других видов казахского прикладного искусства, имевших характер домашних промыслов, носило профессиональный характер, что предопределялось спецификой производства. Казахские ювелиры – зергеры работали в одиночку, мастерство свое передавали по наследству. Эти мастера располагали определенным инструментарием и проходили предварительное обучение.

Казахские ювелиры изготавливали женские украшения преимущественно из цветных металлов. Уже давно популярны в частности многие серебряные украшения такие как: украшение к свадебному головному убору (саукеле), серьги, броши, браслеты, кольца, ремни, застежки, пуговицы, зубочистки и многое другое. В жизни казахской женщины ювелирные украшения играли существенную роль. В них воплощалось вечное тяготение человека к прекрасному, надежда на счастье, вера в чудодейственные силы природы, способные защитить от недугов, бед и зла. Именно поэтому от самого рождения до смерти казашки носили те или иные виды украшений, соответствовавшие их возрасту и социальному положению.

Среди декоративных изделий существует височные украшения (шекелік), которое прикрепляется к повязке головного убора или к волосам девушки.

Украшение со звеньями состоит из нескольких частей. Вес и длина бывают разные, иногда ниспадая на плечи. Чаще всего геометрическая форма изготавливается из плоских деталей, сочетающихся друг с другом. Украшение бывают по форме треугольников, ромбов, сердцеобразные, в виде лепестков цветка и других пластин, создавая цепное соединение, образованным крючкообразным способом.

В фондах Карагандинского областного музея изобразительного искусства имеется для экспонирования единственные височные подвески (шекелік). Изделие, изготовленное в начале ХХ века., передано в фонд музея 15 ноября 2004 года. Материалом для изготовления послужил белый металл и эмаль синего цвета. Техника изготовления изделия выполнено сканью.

Височные подвески (шекелік), состоят из звеньев нескольких частей. Очень привлекательные и красочные подвески, изготовленные из сложных моделей ажурных крючков, хорошее украшение для девичьих кос. Первая пластина имеет форму равнобедренного треугольника с выдавленным рисунком. Затем главной особенностью этого украшения, являются три круглые плоские пластины в виде солнца, между которыми проведена проволока, соединяясь друг с другом. В качестве узора изображали шанырак, а иногда – орнамент в виде лепестка цветов. Красиво украшены определенные элементы ювелирного изделия, раскрашенные эмалью синего цвета.

В пластическом и композиционном виде, являясь определенной системой, выделяются последовательно расположенные друг к другу качающиеся, звенящие подвески. В свою очередь, эти подвески создают дополнительную красу девушке.

Данное изделие отличается тем, что на нем подвешены проволочные кисточки, спаянные друг с другом и издающие звонкий звук при движении. Такие изделия создавались со времен веры в защитные свойства украшений. Как и другие народы Центральной Азии, казахский народ также понимал, что именно такие подвески отпугивают злых духов и нечистую силу. Также с помощью таких украшений, вы негласно желаете одаренному человеку удачи и счастья. 

Неизвестный мастер. Височные подвески (шекелік).

Начало ХХ в. Белый металл, сквозная резьба, скань, эмаль