Московский немецкий информационно-методический журнал  

Института этнокультурного образования «BizBot»

г.Москва . 2017 № 4.С.44-48

 

 

Айгуль Омарова

Научный сотрудник

 Карагандинского областного

музея изобразительного искусства

Караганда, Казахстан

 

 

Говорят, что у народной дипломатии много творческих рычагов для укрепления отношений между людьми. А когда эти творческие рычаги используют еще и творческие люди, то достигнутый эффект можно помножить на два.

Культурные связи между Казахстаном и Германией насчитывают уже не один десяток лет. И в центре этих связей всегда стояли люди. Европа знакомилась с Казахстаном и казахами в XVIII–XIX веках благодаря материалам экспедиций, переданным современниками языком искусства. Среди их авторов было немало и немцев. Продолжилось это знакомство и сближение и в более позднее время.

 

ПАМЯТНИК ХУДОЖНИКУ

В Караганде, пожалуй, в единственном из городов СНГ, установлен памятник художнику-немцу: перед зданием областного общества «Немецкий центр „Wiedergeburt“» на постаменте стоит бюст Генриха Фогелера. Его открытие состоялось 14 июня 1999 года, как раз в областные Дни немецкой культуры. На этом событии присутствовала большая группа гостей из ФРГ – посол Германии в Казахстане, члены общества любителей искусства Фогелера из Ворпсведе, что неподалеку от Бремена, потомки художника, а также 83-летний Кристиан Модерзон, лично знавший Фогелера с детства как друга своего отца.

Авторы Анатолий и Виктор Билык, отец и сын,  в течение полугода работали над скульптурой, инициатором установки которой была мэрия города Ворпсведе. Для портретного сходства были использованы фотографии Фогелера, предоставленные родственниками из ФРГ. Установка памятника стала крупным международным мероприятием Казахстана и Германии. После открытия памятника имя Генриха Фогелера внесли в энциклопедию «Караганда. Карагандинская область». В словарной статье значатся две важные даты: родился – 12.12.1872 года в Бремене в Германии, умер – 14.06.1942 года в колхозе имени С.М. Буденного в Карагандинской области в Казахстане. В нынешнем 2017-м  году исполнилось 145 лет со дня рождения талантливого человека. Его разносторонняя гуманистическая личность подобна гениям Возрождения, которыми Фогелер восхищался. В его творениях, в его мечте о справедливом общественном строе, который даст людям достойно жить, заключено непоколебимое убеждение в необходимости объединения людей через искусство.

И даже через 75 лет после смерти художник из Ворпсведе соединяет крепкими дружескими узами Казахстан и Германию.

 

КАРАГАНДА – ВОРПСВЕДЕ – КАРАГАНДА

В Дни немецкой культуры, в июне 1999 года, в Карагандинском областном музее изобразительного искусства проходили две выставки произведений живописи, графики и скульптуры немецких художников «Современное искусство из Ворпсведе» и «Искусство художников Караганды». На церемонии открытия выставки Кристиан Модерзон, продолжатель династии известного немецкого художника Отто Модерзона, основателя колонии художников в Ворпсведе совместно с Фогелером, рассказал, что в экспозиции представлены работы разных поколений художников Ворпсведе. Обе выставки представили многообразие художественных направлений и индивидуального видения мира в искусстве двух городов двух разных стран. В выставку вошли и картины Генриха Фогелера из фонда Карагандинского областного музея изобразительного искусства, что стало знаковым для выставки в целом.

Позже в Ворпсведе был организован конкурс с выставкой молодых казахстанских художников-графиков, которым были близки по духу жизненные и творческие искания дипломанта Дюссельдорфской академии художеств Генриха Фогелера, «украшавшего все, к чему прикасался», как отзывались о нем современники.

В этом конкурсе, целью которого было возрождение памяти о выдающейся личности, победили трое карагандинских художников: Манат Аманбаев, Владимир Малькевич, Айбек Бегалин. За раскрытие темы и высочайшее мастерство, исполненное в графических листах, они были приглашены в Ворпсведе, в город, тесно связанный с именем Фогелера. Их картины демонстрировались для немецкой публики в доме-музее художника.

Победителей конкурса вдохновляли не только факты жизни гения, но и его искусство. Он всегда в своем стремлении к гармонии с природой и совершенству человеческой личности создавал вокруг себя свой особый, тонкий, изящный мир с верой в прекрасное будущее. В своих изысканиях Фогелер никогда не замыкался, а, наоборот, был открыт для всего нового и неизведанного, поэтому он много путешествовал, а его творческий путь представляет собой уникальное явление, для которого характерно смешение стилей: модерна, экспрессионизма, кубизма, конструктивизма, комплексбилдера и соцреализма.

Произведения Фогелера карагандинцы могли увидеть в июне 1992 года на выставке в областном музее, организованной обществом Ворпсведе. На ней были представлены оригинальные работы Фогелера, написанные им на рубеже XIX–XX веков в Ворпсведе и в довоенных многочисленных поездках по Советскому Союзу. Затем музею были подарены 35 репродукций художника, два больших листовых календаря с его репродукциями и несколько книг. Почти 30 человек из Германии – ценителей живописи Фогелера, во главе с доктором искусствоведения Вольфгангом Кауфманом, – отметили этой выставкой 50-летие со дня смерти немецкого художника, затем посетили в Корнеевке дом, где жил Фогелер, и установили на нем мемориальную доску. А в декабре того же года к 120-летию со дня рождения мастера «Немецкий центр „Wiedergeburt“» организовал поездку в село Хорошевское (ныне – Бельагаш), и 12 декабря, в день рождения выдающегося художника, на здании бывшей больницы, где прошли последние дни Фогелера, была установлена памятная табличка, переданная Кауфманом, с надписью на немецком и русском языках «В этом доме умер 14 июня 1942 года немецкий художник Генрих Фогелер».

На основе этих событий карагандинский художик Марат Джунусов сделал цикл работ о пребывании Фогелера в Корнеевке и Хорошевском. Затем ему довелось лично побывать на земле Фогелера, в его доме-усадьбе Баркенхофф, и часть своих картин он подарил немецким искусствоведам. А в его новых рисунках появились портреты молодого Фогелера, его дом Баркенхофф, его мечты о прекрасном. Германия с благодарностью отнеслась к визиту казаха, который проникся всей душой историей известного немецкого художника. Он же в 1997 году изготовил двухметровый деревянный крест Фогелеру и установил его как символический знак на кладбище в Хорошевском в присутствии гостей-фогелереведов Р.Гюнтера и Х. Риккерта.

 

На могиле Г.Фогелера в Корнеевке.25.04.1989г.

 

Режиссер студии при Wiedergeburt Багдад Мустафин снял фильм по сценарию краеведа Юрия Попова о последних днях рисовальщика. Средства выделила Ассоциация общественных объединений немцев Казахстана «Возрождение».Премьера фильма прошла в городе Алматы.

В июне 2002 года состоялась еще одна поездка в Казахстан немецких почитателей творчества выдающегося художника. Группа посетила место захоронения Фогелера в селе Хорошевском. Среди них была правнучка художника Беррит Мюллер, повторившая последний путь своего прадеда. Условия жизни депортированного из Москвы в Карагандинскую область художника были крайне тяжелыми, он умер в 1942 году от голода и истощения в больнице села Хорошевское. В этом же году его сын Ян Юрген Фогелер случайно узнал о кончине отца, не дожившего до своего 70-летия. Но до середины 80-х годов ни Ян Фогелер, ни кто-либо другой не знал место захоронения великого художника. В годы перестройки на запросы профессора философии МГУ Яна Фогелера стали приходить ответы.

И в этом помог немецкий исследователь жизни и творчества Фогелера Вернер Хоман.

 

 

ПОИСКИ ХОМАНА

 

В начале 1980-х годов в Германии деталями жизни мастера рисунка занялся Вернер Хоман. Он отыскал в Москве его сына – Яна Генриховича. Профессор Ян Фогелер обратился в КГБ СССР с просьбой помочь отыскать место захоронения отца, и в 1986 году на кладбище среди забытых и безымянных могил в селе Корнеевка силами местной власти был установлен надгробный памятник из серого гранита Генриху Фогелеру. Благодаря Вернеру Хоману, а также активному члену общества Фогелера Гюнтеру Руппину, ряду энтузиастов из Караганды было установлено место, где провел последние дни Генрих Фогелер, где он умер и захоронен.

Вернер Хоман обнаружил немало документов из личного архива Фогелера. Его последние письма, фотографии, рисунки, дневники увидели свет. Записи художника привели Хомана в села Корнеевка и Хорошевское, где был колхоз имени С. Буденного. Исследователь выяснил, что художник скончался в местной больнице, здесь же и был похоронен.

Журналист республиканской газеты Freundschaft Артур Герман (кстати, родной дядя известной певицы Анны Герман) воссоздал историю пребывания Фогелера на карагандинской земле. Выяснилось, что его жизнь была трудной как в моральном плане, так и в физическом. Он страдал в ссылке, находясь в изоляции среди малограмотных крестьян, испытывая нужду, ощущая полное душевное одиночество, в отрыве от работы и семьи. Последние месяцы жизни прошли в унизительной нищете и голоде.

Сборник статей и мемуаров под названием „Werden“ («Становление»), над которым Фогелер работал в Корнеевке, опубликован в 1989 году в Германии. В ноябре 1991 года Вернер Хоман был признан в Германии лучшим исследователем творчества Генриха Фогелера, получив награду Ворпсведе. Вернер Хоман дважды приезжал в Караганду.

В апреле 1989 года здесь был и сын художника Ян Фогелер. Они вместе посетили памятник на могиле художника, воздвигнутый без всякой исследовательской основы в Корнеевке. Кроме прочего, Хоман стал основателем музея Генриха Эдуардовича Фогелера в местной средней школе, открытого благодаря усилиям Б.К. Жантыбаевой. Совет музея возглавила сельская учительница Маргарита Иосифовна Вольф. Хоман подарил школьникам пять солидных планшетов о жизни своего земляка, ксерокопии картин и документов.

 

 

Юрий Гуммель, Вернер Хоман и Юрий Попов. 23.09.1989г.

 

25 марта 1992 года Вернер Хоман скончался, не осуществив еще одну запланированную поездку к могиле Генриха Фогелера.

Карагандинский областной музей изобразительного искусства гордится, что в его фондах находится диссертация Вернера Хомана на немецком языке о творчестве Фогелера. Музей собирает все, что связано с жизнью художника, имеет коллекцию книг о нем, в том числе ксерокопии его писем и фотографий, а также письма самого Вернера Хомана к краеведу Юрию Попову.

28 августа 2015 года «Немецким центром Wiedergeburt» при финансовой поддержке посольства ФРГ в Казахстане состоялось установление мемориальной плиты немецкому художнику Генриху Фогелеру в селе Бельагаш (бывшее Хорошевское). Спустя годы, после того, как Марат Джунусов установил крест на могиле великого художника, плита памяти расположилась на положенном ей месте, а не в Корнеевке.

Это торжественное событие произошло в присутствии членов общества Фогелера, представителей Ассоциации общественных объединений немцев Казахстана «Возрождение», работников культуры и искусствоведов Караганды, а также сотрудников Карагандинского областного музея изобразительного искусства.

 

Доктор Кауфман и общество Г.Фогелера в Корнеевке. 14.06.1992.

 

 

НЕМЕРКНУЩИЙ СВЕТ КОРОЛЯ РИСУНКА

 

Многие художники Караганды увлечены темой «фогелерианы», которая не оставляет людей безучастными, как и его судьба, оборвавшаяся на нашей земле. Например, Владимир Малькевич после победы в конкурсе в Ворпсведе посвятил серию картин памяти живописца, выставлявшуюся в июне 2000 года в областном музее изобразительного искусства. В процессе работы над ней Владимир неоднократно бывал в Корнеевке, беседовал с членами семьи Лукьяненко, в доме которых был постояльцем художник и которые стали свидетелями трагедии великого немца.

Одна из картин серии – ксилография «Последнее пристанище» – сейчас находится в Карагандинском музее изобразительного искусства вместе с другой более поздней работой «Билык и Фогелер» карагандинского графика, которого уже нет среди нас.

Карагандинский художник, немец по национальности, Виктор Арент тоже посетил Ворпсведе, чтобы лично познакомиться с наследием Генриха Фогелера. Он рассказал о своей поездке на круглом столе, прошедшем в областном музее изобразительного искусства в феврале 2013 года и посвященном творчеству репрессированных художников. Тогда же были представлены книга ученого Нурлана Дулатбекова «Черным карандашом Карлага», в которой говорится и о Генрихе Фогелере, и графический цикл художника Гюнтера Гуммеля «Трудармия». Беседа шла на фоне работ художников немецкого происхождения, творчество которых связано с Карагандой. Они выставлялись на экспозиции «Хроники искусства Караганды: немецкие страницы». Выставка была организована в рамках проекта «Развитие межрегионального партнерства между Карагандинским областным обществом «Немецкий центр Wiedergeburt» и отделением Землячества немцев из России в Кайзерслаутерне при финансовой поддержке МВД ФРГ.

В октябре 2015 года на Неделе немецкой культуры в Казахстане, посвященной 25-летию объединению Германии, в Государственном музее имени А.Кастеева была открыта выставка картин немецких художников Казахстана из коллекций фондов Карагандинского областного музея изобразительного искусства и Жамбыльского областного историко-краеведческого музея, куда вошли работы Фогелера из карагандинского музея. Произведения немцев И.Борхман, Л.Брюммера, А.Вабеля, В.Герцена, В.Арента и других отразили богатое культурное наследие и изменения в сознании немецкого этноса со времен депортации до наших дней. Выставка имела большой резонанс в обществе и состоялась благодаря сотрудничеству музеев с «Немецким центром Wiedergeburt», Гёте-нститутом и посольством Германии. «Творчество немецких художников Казахстана» – так был назван каталог, выпущенный в Алматы при финансовой поддержке МВД Германии. Параллельно проходила фотовыставка «Мануфактурные производства в Германии» журналистки Анастасии Таукеловой, которая посетила немецкие производства, в том числе и в Берлине, где выпускали изделия по эскизам Генриха Фогелера. Тогда же на международной конференции «Немцы Казахстана: мост между Астаной и Берлином» прозвучал доклад о художниках Караганды. Культурным событием этих дней стала выставка фотохудожника Дитера Зейтца «Виртуальные ландшафты», которая затем экспонировалась в Караганде и Астане.

Важным событием 2015 года стал проект создания электронного каталога художественных произведений немецких авторов, составленного при поддержке посольства ФРГ. Карагандинский областной музей изобразительного искусства и общество «Немецкий центр Wiedergeburt» представили каталог, в который вошли 250 музейных экспонатов и произведений. Он открыл пользователям Интернета доступ к наследию немецких художников из Казахстана.

Так, фогелеровская идея поддерживать художников, их начинания и достижения и объединять их в творчестве, жива и имеет последователей как в Германии, так и в Казахстане.

Сегодня в Ворпсведе существует фонд Генриха Фогелера, там учатся и получают стипендию будущие художники. Еще одним доказательством этого стала выставка, организованная казахстанской и германской сторонами в июне 2016 года и побывавшая в России, Туркмении, Киргизии и в ряде городов Казахстана – «Выставка Паулы Модерзон-Беккер». Ее имя напрямую связано с именем Фогелера в период жизни в Ворпсведе. Экспозиция состояла из 60 картин и документальных фотографий колонии художников Ворпсведе, в том числе и Генриха Фогелера. Он стал для Паулы другом, учителем, наставником в искусстве и духовным соратником.

Она – талантливая художница, жена Отто Модерзона, превзошедшая своего мужа в искусстве, первая женщина-экспрессионист в Германии. Паула рано умерла после родов в возрасте 31 года. Генрих Фогелер был старше ее всего на четыре года, но именно он через год после ее смерти организовал мемориальную выставку работ Паулы, и его стараниями они ушли в известные частные собрания Германии, а оттуда разошлись по музеям.

Явью волшебства стал портрет Генриха Фогелера, написанный с фотографического снимка, представленный на областном конкурсе «Yміт–2017» (с казахского – Надежда) в октябре 2017 года в Карагандинском областном музее изобразительного искусства на выставке картин и изделий прикладного искусства творчества людей, заключенных в места лишения свободы Карагандинской области. Портрет великого художника был умело написан восковыми мелками заключенным А.М. Тусупхановым и занял 1-е место в разделе «Графика», за что автор получил денежный приз.

Генрих Фогелер – Человек и Художник, мечтавший о высоких этических идеалах, о человеческом и художественном общении между людьми – и по сей день способствует наведению культурных мостов между Германией и Казахстаном.