Статья о С.Балаубаеве в сборнике ежегодной научно-практической конференции педагогического факультета Карарагандинского государственного университета имени Е.А.Букетова
«Балаубаевские чтения-10»
Омарова А.С.
научный сотрудник
Карагандинского областного музея
изобразительного искусства,
правнучка Салкена Балаубаева
"Тот огонь, который находится в нас и которым каждый из нас бессознательно пользуется для достижения своих целей, есть психическая энергия. Психическая энергия, или огненная энергия, есть та сила, которая все побеждает, для которой ни препятствий, ни преград не существует, для которой нет предела ни в чем. Все так называемые чудеса, которые творят достигшие высокого духовного развития люди, есть сознательное пользование психической, или огненной энергией. Как небо бездонно, так и сила ваша велика".
Салкен Балаубаев
Программа развития духовного возрождния «Рухани жаңғыру», объявленная Главой государства Н.А.Назарбаевым, дает право на необходимость восстановить правдивую историю выдающихся казахстанских личностей. Благодаря подпрограммам и проектам программы «Рухани жаңғыру» народ Казахстана восстанавливает судьбы и события, потому что государственная политика страны направлена на сохранение и передачу потомкам исторических и достоверных сведений о прошлом нашей отчизны. Программа духовного возрождения призвана соединить рациональное и эмоциональное отношение к Родине, которое может выразиться через патриотизм, проявление любви к родной земле, через гордость к людям, которые внесли свой вклад в развитие культуры и образования.
Один из проектов программы «Переход на латинский алфавит» также может обратить внимание казахстанцев на прошлое своей родины и лучших ее сыновей, так как разработчики перехода арабской графики на латиницу, создатели грамматики казахского языка были, в первую очередь, выдающимися просветителями. Имена многих из них были закрыты завесой тоталитарной эпохи Советского Союза и на сегодняшний день остались таковыми, неизвестными для широкой общественности.
С обретением независимости казахский народ заново осмысливает свою историю и закладывает новый фундамент национального развития и развития народного образования из бесценного наследия просветителей, каковым являлся один из основоположников грамматики и орфографии казахского языка на латинице Салкен Балабуаев.
Балаубаев Салкен Балаубаевич (28.04.1900–08.02.1974г.г.) – это выдающийся казахский ученый, основатель психологической и педагогической наук в Казахстане, автор учебника «Психология» на казахском языке, соратник Сакена Сейфуллина, акын, педагог, переводчик с немецкого, русского, арабского на казахский язык, как на латинице, так и кириллице.
Салкен Балаубаев является автором уникальной системы психологической подготовки педагогов. В своем учебнике «Психология» для высшего образования Балаубаев ставил проблемы изучения формирования личности, значения идеала в жизни человека и место его необходимости, описывал характеристики типов людей и их связь с поведением.
Салкен Балаубаев начал свой трудовой путь в 16 лет как революционный и общественно-политический деятель.
Стоял у истоков образования Карагандинской области и некоторых ее районов, в частности Байдавлетского (Бухар-Жырауский район); Еркеншиликский районный центр (ныне – Ерейментауский район Акмолинской области), район Асан Кайгы (ныне – Жана-Аркинский район).
В 1932-1937 годах работал заведующим кафедр Алма-Атинского, Уральского, Карагандинского педагогических институтов. Был Председателем секции детской литературы при Народном комиссариате просвещения Казахской ССР.
Был отмечен как поэт в литературной энциклопедии (1934 год, том 5, статья «Литература Казахстана»).
С 1938 года был репрессирован как «враг народа», несправедливо осужден на 15 лет и реабилитирован определением Верховного суда Казахской СССР в 1956 году по протесту главного прокурора республики.
С 1956 года работал в Карагандинском педагогическом институте и университете доцентом психологии и заведующим кафедрой педагогики и психологии, а также руководил научной работой аспирантов по психологии.
Имея заслуги выдающегося ученого, Салкен Балаубаевич Балаубаев воспитал и вырастил целую плеяду известных деятелей Казахстана:
- министр просвещения Казахской ССР, заместитель Председателя Совета Министров Казхской ССР, Первый секретарь Союза писателей Казахстана, писатель Адий Шарипов;
- министр просвещения Казахской ССР (1953-1971г.г.), министр высшего и среднего специального образования (1971-1974г.г.), награжденный орденом Ленина, ученый, профессор Кенжалы Айманов;
- академик Академии педагогических наук СССР, доктор филологических наук, профессор, ректор Казахского педагогического института имени Абая (1951-1963г.г.), лауреат Государственной премии имени Ш.Уалиханова и Академии наук Казахской ССР, Герой Советского Союза Малик Габдуллин;
- ректор Казахского педагогического института им. Абая в 1937-1941, 1947-1950, 1963-1974г.г. Толыбеков Сергали Есбембетович;
- языковед, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент АН КазССР, заслуженный деятель науки КазССР, участник Великой Отечественной войны, зам.директора Института языкознания Академии наук Казахской ССР (1952-1980г.г.) Мусабаев Гайнетуин Галиевич;
- научный сотрудник Института литературы и искусства им. М.О.Ауэзова Академии наук КазССР Искаков Балташ и многие другие.
Также Салкен Балаубаевич Балаубаев работал, общался и дружил с почетными гражданами Караганды и Казахстана Алимханом Ермековым, Жайыком Бектуровым, Сайдилем Талжановым, Жумабаем Орманбаевым, Габиденом Мустафиным, Исламом Жарылгаповым, Гали Мусалимовым и многими другими знаменитыми деятелями общества, науки и культуры Казахстана. И Салкен Балаубаев по значению стоит в одном ряду с самыми выдающимися деятелями Казахстана.
Имя Салкена Балаубаева внесено в «Книгу памяти» всего бывшего СССР.
В своей автобиографии ученый указывал, что Салкен (Мухамет-Салих) Балаубаевич Балаубаев родился в 1900 году года на озере Май-Балық близ города Акмолинска в простой казахской кочевой семье, вынужденной поселиться и работать в Спасске.
Очень интересны воспоминания Салкена в автобиографии о своем детстве в Спасске: отец нанял его «мальчиком» в торговой лавке, до этого он учился у муллы и мог считать и писать. В это время в Спасске разыграли граммофон в 150 рублей в лотерею по 1 рублю за один билет. Граммофон достался маленькому Салкену, на тот момент ему было 11 лет. Граммофон Салкен не оставил себе, а отнес учителю, заведующему приходской школой Английского медеплавильного завода и договорился, что учитель будет учить его частно по вечерам, пока не даст начальное образование. Учась у него в 1911-1916 годы, Салкен Балаубаев получил образование в объеме приходской школы. Затем с 1916 года по 1918 год работал плотником столярно-плотничной мастерской Спасского медеплавительного завода.
В годы революции на Спасском заводе молодой Салкен увлекся культурно-просветительной, сценической работой, что отмечено в книге Мажита Сейфуллина «Современники Сакена Сейфуллина» (Кызыл Сункарлар). Он был инициатором и одним из руководителей культурно-просветительного общества рабочей молодежи Спасского завода «Жас журек», как отделение общества молодежи «Жас казах», организованного и руководимого революционером Сакеном Сейфуллиным в г.Акмолинске. Впервые в истории Карагандинской области общество молодежи ставило спектакли.
Первый спектакль по пьесе Сейфуллина «На пути к счастью» был поставлен Салкеном. Пьеса, еще не изданная, в черновом варианте, была предоставлена Салкену Балалаубаеву лично самим Сейфуллиным.
Салкен был другом, помощником и соратником С.Сейфуллина, до последнего состоял с ним в переписке, за что и настигнет позже Салкена арест в 1938 году.
В 1918-1919 г. Салкен работал Секретарем революционного комитета по снабжению частей Красной Армии.
В 1920 году был назначен Акмолинским ревкомом и работал с июня по декабрь месяц председателем Байдавлетского ревкома (ныне Бухар-Жырауский (Ульяновский) р-н, Карагандинская обл.).
Балаубаев проводил волостной съезд Советов, зарекомендовал себя как один из способных казахских работников, был отозван в г.Акмолинск Карагандинской области.
С января по август месяц 1921 г. работал народным судьей города Акмолинска (ныне город Астана), с августа по 1921 года по июнь 1922 года ответственным инструктором Акмолинского уездного исполкома и заместителем председателя уездной Комиссии по оказанию помощи голодающим Поволжья.
Катченко Захар Петрович, соратник Сакена Сейфуллина по революции и партии, почетный гражданин г.Астаны, первый председатель Акмолинского Совдепа, кавалер Ордена Ленина, ответил на запрос из Москвы 20.08.1972г. в ректорат Карагандинского педагогического института о подтверждении стажа работы Салкене Балаубаеве, что в 1922г. Балаубаев проводил работу по укреплению волостей, организовывал Еркеншиликский районный центр. На Еркеншиликском районном съезде депутатов трудящихся был избран делегатом на уездный Акмолинский съезд Советов. На Акмолинском съезде депутатов трудящихся т. Балаубаев был избран членом Акмолинского Уездного исполкома и членом Президиума Уисполкома, был ответственным секретарем Уисполкома.
С июня по ноябрь месяц 1922 года был начальником Акмолинской городской милиции, назначен З.П.Катченко.
С 15 августа по 15 сентября 1923 года работал ответственным секретарем президиума Акмолинского уездного исполкома.
В 1921, 1922-1923 годах избирался депутатом Акмолинского Уисполкома, а в 1923 году избирался делегатом в Губернский съезд Советов в городе Петропавловске и в Краевой съезд Советов Казахской АССР в городе Оренбург.
В 1923 году был организатором образования Жана-Аркинского района, при объединении волостей. Ему в 23 года была дана честь именовать новый район, названный Салкеном «Асан Кайгы». Об этом указывается на сайте Жана-Аркинского районного суда [3].
С 1923 года с ноября по июль месяц 1924 года работал заведующим отделом областной газеты "Бостандық туы" ("Знамя свободы") в г.Петропавловске, бывшем областном центре Карагандинской области, где много печатался. Об этом писалось в статье в юбилейном выпуске к 50-летию газеты самим Салкеном. Газета "Бостандық туы" была органом Акмолинского Губкома РКП(б) и губисполкома, ее получал от единомышленников в Париже Мустафа Шокай [1].
В 1924 году Салкен - студент Средне-Азиатского государственного университета в городе Ташкенте. Успешно закончил в 1930 году восточный факультет по специальности "Педагогика и психология". В студенческие годы с 1925 года одновременно работал преподавателем Средне-Азиатского университета.
В 1930-1932 годах преподавал в Казахском педагогическом училище в г.Ташкенте, заведовал лабораторией Среднеазиатского научно-исследовательского института труда социальной защиты, ассистентом научного отдела на Методическом совете Казахского народного комиссариата высшего образования.
В 1930-1932 гг. работал в Средне-Азиатском научно-исследовательском институте организаций и оздоровления труда заведующим Средне-Азиатской психо-технической лабораторией.
В 1932 году Высшая аттестационная комиссия при Совнаркоме присудило Салкену Балаубаеву ученое звание доцента психологии. Он стал одним из четырех ученых из всего Казахстана, удостоившихся в то время этого почетного звания.
В этот период 1930-х годов в Казахстане был осуществлен переход письменности казахского алфавита с арабского на латинскую графику. Работники высших учебных педагогических заведений были включены в работу по разработке казахской орфографии. В этой же работе участвовал и Салкен Балаубаев как один из первых педагогов Казахстана, о чем свидетельствуют его рукописные записи.
В 1932-36г.г.С.Балаубаев работал в городе Алма-Ате доцентом психологии и заведующим (деканом) общественным отделением КазПИ имени Абая и заведующим кафедрой психологии. Писал статьи о науке, в это время разработал уникальную систему психологической подготовки педагогических кадров.
В 1935 году Балаубаев как молодой ученый был направлен на работу доцентом психологии в Уральский педагогический институт имени А.С.Пушкина.
В апреле 1938 года Салкен Балаубаев был арестован по «состряпанному» доносу и осужден 15 ноября 1938г. облсудом Западно-Казахстанской области в Уральске по статье: 58-2, 58-7, 58-11 УК РСФСР и осужден к лишению свободы в ИТЛ сроком на 15 лет и поражением в правах сроком на 5 лет с конфискацией имущества без права кассационного обжалования приговора.
Знания и ум молодого ученого помогли выжить Салкену в тяжелейших условиях лагерных лет. Даже здесь он завоевал авторитет и уважение не только среди политзаключенных, но и среди уголовных преступников, которые дали ему прозвище «Академик». Они подкармливали его, изможденного, истощенного и больного, не дав умереть от голода на лагерных нарах, взамен получая увлекательные рассказы из русской, казахской и зарубежной литературы.
Даже в период ареста, в одну из ночей, когда Салкена вели по коридорам на допрос, один из конвоиров шепнул: «Подпишите все сегодня, а не то Вас расстреляют». На вопрос Салкена, почему конвоир предупреждает его, тот ответил: «Я Ваш бывший студент». Так любовь к учителю, к человеку, несущему знания, спасла Салкену Балаубаеву жизнь, даже под страхом собственного ареста и может быть смерти.
В 1954 году Салкен освобождается и, вернувшись из заключения, устраивается на работу в школу-интернат №2 преподавателем логики, где он стал коллегой Александру Вольпину, учителю математики, являвшимся сыном поэта Сергея Есенина, а директором школы был ветеран педагогического труда, участник ВОВ Зенен Бакиров.
После освобождения Салкен Балаубаев отправился на поиски своей жены Алексасндры Галиховской, с которой прожил совместно совсем мало; но обнаружил в Москве ее могилу.
В городе казахстанской Магнитки Темиртау он нашел свою единственную дочь Кулянду от первого брака, которая на тот момент была уже замужем и имела 4 детей (позже появились на свет еще двое детей и младшему Канату была дана фамилия Балаубаев), и которую он видел в последний раз, когда девочке было 13 лет. Дочь выросла, не отрекшись от отца, не зная его судьбы, испытав общественное гонение, исключение из комсомола и мединститута за отца «врага народа». Дочь, насколько могла, сохранила старые фотографии отца, спрятанные от обысков НКВД в Уральске.
В 1956 году определением № 22/179-н судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда Казахской ССР С.Балаубаев был восстановлен во всех правах и реабилитирован.
С 1956 года и по день выхода на пенсию Салкен Балаубаев работал в Карагандинском педагогическом институте доцентом психологом и заведующим кафедрой педагогики и психологии, а также руководил аспирантами по психологии с 1963 года.
Один из воспитанников С.Балаубаева кандидат философских наук отличник народного просвещения Республики Казахстан О. Кудышев в своих воспоминаниях в газете «Индустриальная Караганда» писал о своем Учителе, о том, как тот учил своих студентов: «Каждый человек, с которым я встречаюсь, в какой-нибудь области превосходит меня. И в этой области я стараюсь учиться у него. Давайте перестанем думать о собственных достоинствах и желаниях, а попытаемся лучше узнать хорошие качества других людей» [2].
В Караганде Салкен вернулся к науке, начав все сызнова, ему пришлось восстанавливать не только свое доброе имя, но и звание доцента, так как его труды и личные дела в ВУЗах, где он работал, были изъяты и утеряны. Перерыв в научной деятельности, долгие годы, проведенные в сталинских лагерях, не сломили его характера, и он снова принялся за свою любимую научную и педагогическую работу. За короткое время, данное ему судьбой после заключения, он проделал огромный труд в научно-методической и научно-педагогической деятельности. Став заведующим кафедрой, руководил научными работами аспирантов и студентов.
В 1959 году Салкен Балаубаев стал Участником 1-го Всесоюзного съезда общества психологов СССР и последующих 3-х всесоюзных съездов, делегат от общества психологов Казахстана в 1959 году в Москве, в 1963г. – в Ленинграде, 1968г. – в Киеве, 1973г. – в Тбилиси.
Участник Республиканской конференции общества психологов КазССР. Алматы в 1957г. и 1961г.
Участник 1-го и 2-го Республиканского съезда психологов Казахстана.
Участник Республиканской конференции общества психологов Узбекской ССР в 1963г.
Участник Всемирного конгресса психологов в г.Москве в 1966 году. Труд Салкена Балаубаева «Психология межличностных отношений в колониальном ауле и их изменения при социализме», который он планировал издать отдельной книгой при помощи ректората КарПИ так и не был издан и теперь утрачен. Но его учебник «Психология» на казахском языке для высших учебных заведений в соавторстве с А.Темирбековым и сегодня актуален для студентов и преподавателей.
Много трудов Салкена Балаубаева издавались в периодической печати Казахстана с 1917 года по 1937 год. И после с 1956 года, работая в КарГУ. Напечатанного было гораздо больше, но рукописи и собираемые печатные вырезки были ликвидированы в 1938 году НКВД или утеряны со временем. Сохранился его учебник «Енбек пен мектеп» (Школа и Труд) в соавторстве с У.Турманжановым, «Казиздат», 1930 года - находится в библиотеке имени В.И.Ленина в Москве. В фонде редких книг Национальной академической библиотеки РК в Астане существует книга Салкена в переводе на казахский язык «Приключения Мюнхгаузена» 1934 года выпуска.
СПИСОК
научных и научно-литературных трудов С.Б.Балаубаева
№№ |
Наименование |
1. |
«Психология» Учебник. – для педвузов и университетов на казахском языке. Алмат-Ата, в соавторстве с А.Темирбековым. 1966г. |
2. |
«Енбек пен мектеп» (Школа и Труд). Учебник. В соавторстве с У.Турманжановым Казиздат. 1930 год. |
3. |
Залкин А.Б. профессор «Педагогика». Перевод учебник. |
4. |
Шимбирев П.Н. профессор педтехникума «Педагогика» учебник. Перевод. |
5. |
«Психология межличностных отношений в колониальном ауле и их изменения при социализме» |
6. |
«Сборник школьных групп». Переведенный учебник. 1934г. |
7. |
«Особенности детей первого школьного возвраста». Журнал «қазақ мектебі» |
8. |
«Настало вемя уточнить психолого-педагогические термины наук на казахском языке». Газета «Орталық Қазақстан». |
9. |
Педагогическая повесть «Воспитание в трех семьях» |
10. |
«Метод Бине-Симона, приспособленный к исследованию умственного развития казахских детей». Методы изучения ребенка Средней Азии (сборник статей САГУ). 1930г. |
11. |
«Профессиональная ориентация подростков-юношей». г.Ташкент.1931г. |
12. |
«Развитие трудовых навыков и овладение профессией хлопко-очистительной машины «ДЖИН». 1931г. |
13. |
«Гигиенические условия производственных помещений г.Ташкента». 1932г. |
14. |
"Психологические возрастные особенности". 1932г. |
15. |
«Трудный ребенок». «Политехническая школа», 1933г. |
16. |
Термины психолого-педагогических наук на казахском языке |
17. |
«Приключения Мюнхгаузена» на латинице и кириллице (Вольный перевод) Казгослитиздав 1934, 1948, 1957 годы |
18. |
«Рассказы Абжеке». Детская книжка расчитанная на развитие творческого воображения (Подготовлена к изданию в 1961 г.) |
19. |
«Гадальщик Абдулла». Детская фантастическая книжка, дающая основы атестического воспитания (Подготовлена к изданию в 1961 г.). |
20. |
«Кошан». Поэма, разоблачающая насилие быта над женщиной, Газета «Босстандык туы» № 72, 1921г. |
21. |
«Ксакем», фельетон в стихотворной форме, газета «Босстандык туы» № 72, 1923г. |
22. |
«Ленин азасында» (в дни переживания траура В.И.Ленина) газета «Босстандык туы», № 13, 1924г. |
23. |
«Три сироты-братья». Рассказ о жизни сирот в байском ауле. «Босстандык туы» № 37, 1924г. |
24. |
«Не трогайте Дильду», стихртворение, пропаганда прав женщин, завоеванных Октябрем. Газета «Енбекши казах», № 41, 1926г. |
25. |
«Киис карпу». Стихотворение. Призыв к труду. Газета «Акжол» № 90, 1925г. |
26. |
«Ленин и Ли-Чан» - перевод стихотворения о В.И. Ленине и о переживаниях китайца Ли-Чана. Сборник, посвященный юбилею В.И. Ленина, 1930г. |
27. |
«Демон» перевод поэмы М.Ю. Лермонтова. Журанал «Кызыл Казахстан» № 7, 1934г. |
28. |
«Олеся», перевод повести Куприна.Газета «Енбекши казах» № 112, 1934г. |
29. |
«Балены қалай тәрбиелеукелер» (о воспитании детей). Статья. Журнал «Жана Мектеп» № 4, 1931г. |
30. |
«Мұғалімдер не білу керек» (консультация для учителей). Статья. «Жана Мектеп» № 6, 1932г. |
31. |
«Любите, дети, природу». Стихотворение. «Жана Мектеп». журнал № 3, 1930г. |
32. |
«На мотив «Кирпичики». Стихотворение. «Жана Мектеп» журнал № 2, 1928г. |
33. |
«Не издевайтесь над девушкой». Стихотворение-протест проявлениям старого быта. Газета «Ауыл» № 48, 1927г. |
34. |
«Ұлы мен ана» (сын и мать). Стихотворение о борьбе между сыном и матерью в выборе профессии. Газета «Коммунизм таны» № 134, 1956г. |
35. |
«Жаңымыз мәнгі шаттықта» (Мы вечно молоды), стихотворение об успехе социалистического труда. Газета «Советник Караганды» № 118, 1959г. |
36. |
«Некоторые вопросы воспитания». Статья. Газета «Советник Караганды». № 116, 1959г. |
37. |
«Счастье семьи в дружбе». Статья. Журнал «Мәдениет және тұрмыс» № 7, 1959г. |
38. |
«Она была жертвой быта». Стихотворение в прозе. Газета «Бостандық туы» № 21, 1924г. |
39. |
Переводы сказок Салтыкова-Щедрина. |
40. |
Ә. Распа. «Мюихгаузен әнгимелеры» (Приключения Мюнхгаузена). Третье издание 1957 г. Вольный перевод. |
41. |
К.А.Тренёв «Таңдамалы әнгимелеры» (избранные произведения). Перевод. Казгослитиздат. Издание 1957 года. |
42. |
Балаубаев С. Статья с групповой фотографией. Газета «Ленин туы» (бывшая «Бостандық туы» ) 50-летний юбилейный номер. г.Петропавловск - . 27.1971г. № 105. |
О.Кудышев также писал, что Салкен Балаубаев в частных беседах и перед аудиторией часто повторял: "Тот огонь, который находится в нас и которым каждый из нас бессознательно пользуется для достижения своих целей, есть психическая энергия. Психическая энергия, или огненная энергия, есть та сила, которая все побеждает, для которой ни препятствий, ни преград не существует, для которой нет предела ни в чем. Все так называемые чудеса, которые творят достигшие высокого духовного развития люди, есть сознательное пользование психической, или огненной энергией. Как небо бездонно, так и сила ваша велика"[2].
В марте 2018 года карагандинская общественность из ряда интеллигенции города обратилась к акиму г.Караганды Н.Е.Аубакирову с просьбой оказать содействие в переименовании одной из центральных улиц города Караганды именем С.Балаубаева, как человека, имеющего заслуги выдающегося ученого. Общественность выделила, что необходимо, чтобы на улице располагались учебные заведения, или улица проходила недалеко от высшего учебного заведения КарГУ или КарМУ или колледжа, например улица Приканальная или Зональная. Так как Салкен Балаубаев немало сделал для образования и просвещения. И для подрастающего поколения важно знать имя ученого. В обращении расписались более ста человек, надеясь на увековечивание имени Салкена Балаубаевича Балаубаева, как того заслуживает казахский просветитель.
Салкен Балаубаев
отмечен в книгах, статьях и интернет-ресурсах:
№№ |
Наименование |
1. |
Омаров Ильяс. Қазақтар = Казахи: девятитомный популярный справочник: көпшілікке арн. тоғыз томдық анықтамалық. - Алматы : Білік, 2003 - Т. 2. |
2. |
Тарихи тұлғалар = Исторические личности / сост.: Р. Арын, Ф. Келімбетова, Е. Карин; ред. Е. Əбен. - 2- ші басылым, өңделіп толықтырылған. - 2003. - 460 б. - Справочные издания Казахстан. |
3. |
Калиев С. Антология педагогической мысли Казахстана. Алматы : Сөздік-Словарь, 2012. - 448 с. |
4. |
Сейфуллин М. «Современники Сакена Сейфуллина», (Кызыл Сункарлар). |
5. |
«Құрмет иелері». Газета «Орталық Қазақстан». 05.07.1972г. №155. |
6. |
Литературная энциклопедия. 1934 год, том 5, статья «Литература Казахстана». |
7. |
Наурызбаев Ж., профессор Жарықбаев К. «Қазақ психологиясының ақсақалы». Егемен Қазақстан. – 28.07.1993ж. |
8. |
Кудышев О., кандидат философских наук, отличник народного просвещения Республики Казахстан «Салкен Балаубаев ученый-психолог, человек-душа». Индустриальная Караганда.-1999.-2 февр.-С.7. |
9. |
Кененов А. Кандидат филологических наук. «По совести и правде». Газета «Индустриальная Караганда». |
10. |
Статье в газете «Педагог» 08.07.1972г. № 105 |
11. |
Сәлкен Балаубаев. Уикипедия — ашық энциклопедиясынан алынған мәлімет. https://kk.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D3%99%D0%BB%D0%BA%D0%B5%D0%BD_ |
12. |
Абдол-Бахи Хамзин доктор психологических наук, профессор ЕНУ им. Л.Н.Гумилева «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» http://www.enu.kz |
13. |
Давлетова Г.А.к.и.н., доцент КазНТУ им.К.И.Сатпаева, Давлетова А.А. старший преподаватель университета «Кайнар» г.Алматы. «Из истории развития психолого-педагогической науки Казахстана. Вестник КАЗНМУ. 24 мая 2012г |
14. |
Крамер Н. «Семейная реликвия». Индустриальная Караганда.- 09 декабря 2017 года 2633. |
15. |
Безкоровайная К. «Правнучка карагандинского ученого показала его рукописи на латинице» |
16. |
«ДАННЫЕ О РЕПРЕССИЯХ ДОЦЕНТОВ» Книга памяти. Общество Мемориал. Москва |
17. |
Значится как основатель факультетов и кафедр педагогики на сайтах университетов КарГУ им.Е.А.Букетова и КазНПУ им.Абая http://www.n.kaznpu.kz/ru/720/page/ http://ksu.kz/?page_id=312&lang=ru |
18. |
Значится на Официальном интернет-ресурсе МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
19. |
Страницы в категории «ДКНБ РК по Западно-Казахстанской обл.» https://ru.openlist.wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B9_%D1%81% D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA:%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_ |
20. |
Электронный адрес Жанааркинского районного суда: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
21. |
Книга Памяти. Балаубаев Салкен Балаубаевич http://www.uznal.org/book_of_memory.php?bukva=1&name=17&surname=53&repression=0 |
Список использованной литературы:
1. Коммуникаций шелковая нить: Центральная Азия – Китай. Коллектив авторов. Алматы. 2017г. – 200С.
- Кудышев О., кандидат философских наук, отличник народного просвещения Республики Казахстан «Салкен Балаубаев ученый-психолог, человек-душа». Индустриальная Караганда.-1999.-2 февр.-С.7.
- Электронный адрес Жанааркинского районного суда: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.