Новый 2018 год в Карагандинском областном музее изобразительного искусства начался с открытия персональной выставки художника нашего земляка, имя которого до сих пор не было известно широкому кругу зрителей.   Символично, что год начинается не только с открытия очередной выставки, но и с открытия нового имени в художественной жизни Караганды. Имя этого человека – Ерлан Гаймолдин.  


Даже первое знакомство с работами художника заставляет удивиться безграничности человеческой фантазии. И, как впоследствии стало известно из уст самого автора, именно к неповторимости и оригинальности упорно стремится этот художник. Удивительно, что получив профессиональное художественное образование, художник лишь несколько лет назад занялся станковой живописью. Как и у обычного человека, живущего своей жизнью, у Ерлана  Гаймолдина  тоже  только своя дорога.


А началось все 24 апреля 1961года в Караганде, когда Ерлан появился на свет в семье учительницы и шахтера. Позже у него появились брат и две сестры. Будущий художник, сколько себя помнит, всегда любил рисовать. Занимался в художественной школе города №1. Поэтому вопрос: «куда идти учиться» и «кем стать», для Ерлана никогда не возникал. Окончив 8 классов, поступил в Алма-Атинское Художественное училище на оформительское отделение. По окончанию вернулся в родной город, где несколько лет работал в цехах производственных мастерских. Затем продолжил учебу в Театрально-Художественном институте на художественном факультете по специальности «Дизайнер-полиграфист». По окончанию по распределению был отправлен в Джезказган в городской Дом Быта художником-оформителем. Жилищные проблемы заставили вернуться в родной город. Здесь он работал в Центральном Парке Культуры и Отдыха художником оформителем, на разных предприятиях города, даже вел кружок ИЗО в школе. С  появлением в нашей жизни, компьютеров начал изучать программы, продолжая творчески работать в области рекламы и ландшафтного дизайна.   


И вот, два года назад художник решает обратиться к картине. Весь накопленный багаж знаний, умений и навыков за прошедшие двадцать лет требовал реализации, причем в таком виде, который был бы доступен широкому кругу зрителей. Ерлан обращает свое пристальное внимание на живопись и воплощает свои идеи в станковой картине. За эти годы сформировался определенный круг тем и цветовых предпочтений.  Но, если до недавнего времени художник работал непосредственно с натуры и в реалистической манере - работа «Маки», то два года назад, по словам самого автора, в его сознании произошел некий сдвиг, который и заставил художника начать поиск только своего индивидуального почерка. 


Его работы демонстрируют яркую индивидуальность художника. Другая стилистика пришла в обновленное сознание автора из прошлого. Его учеба на дизайнерском факультете помогла найти именно тот ключ, который и открыл нужную дверь в его творчестве. Этот стиль - синтез объемного, решенного в декоративном ключе и контрастного по цветовому сочетанию хроматических  ярких фигуративных пятен на черном фоне.  
Изменился и круг интересов автора, он расширяется и определяет тематику его произведений. Диапазон интересов широк: от истории и мифов Древней Греции до народных преданий тюрков и казахского эпоса. Все это нашло отражение в его работах - «Оэлун», «Лютый серый» и других.  Его уже не интересует работа непосредственно с натуры, ему интересна сложная работа мысли, а новые технологии дают возможность получить в итоге неожиданный результат.

 

 

«Оэлун» холст, акрил, 2017г.


Автор работ – человек, несомненно, редкого дарования, выраженного в умении преподать уже растиражированные сюжеты и образы взглянув на них по-новому, по-своему - «Амазонка», «Город золотой», «Похищение Европы». В этих произведениях художник «прячет» замысел и сюжет работы за изображениями-символами, используя язык аллегории, рассчитывая на интеллектуального зрителя, умеющего «прочитать» сюжет.
Большая часть в творчестве посвящена женщине. В этих работах чувствуется влияние на стиль автора итальянского художника-экспрессиониста – Модильяни и художника импрессиониста Ван-Гога: те же несколько удлиненные шеи, та же особая пластика фигур и «глубокие»  глаза, и пронзительное цветовое звучание - «Портрет сестры Сауле», «Ундина», «Обнаженная», «Салиха» и др.

 


Процесс рождения его творчества сродни технологическому процессу лоскутного ковра - корпе, для создания которого автор сначала долго собирает сырьевой материал, так называемые идеи-лоскуты; аккумулирует их внутри себя, собирая различные знания из области культуры, науки, религии и даже космоса.  Интерес к отдельным конкретным знаниям ведет к определенному набору знаний-лоскутов, которые отвечают за общий колорит будущих работ. Прежде чем начинается работа с холстом, художник проделывает огромную подготовительную работу, исполняя до 100 эскизов от руки.  И только потом автор переходит к следующему этапу. Художник работает оригинально: первоначальный эскиз он обрабатывает и дорабатывает с помощью компьютерных программ, и только затем переносит все на холст с помощью принтера,  освежая лишь несколькими мазками, добавляя фактурности работе.


Автор по-своему выражает свой взгляд на происходящее вокруг. То, что непосредственно коснулось его или свидетелем которого приходилось ему быть. Так в работе «Декабрь» - воспоминания трагических событий для всего казахстанского народа 1986 года, послуживших уроком и сыгравшим  роль в формировании дальнейшей стратегии развития  уже самостоятельного Казахстана в вопросе межнационального общения, толерантности и взаимопонимания.

 

 

«Декабрь» холст, масло 

Художник ведет разработку композиции холста по-разному. В работе «Девушка и лев» автор применяет наложение одного принта на другой –реального рисунка и декоративного геометрического узора-полос, которые и делают работу такой оригинальной и привлекательной для зрителя.

 

 

«Девушка и лев» холст, акрил 2017 г. 

Ерлан Гаймолдин по-разному строит композиции своих работ. Основная часть работ построена классически, где смысловой и композиционный центры совпадают - «Город золотой», «Вчера», «Происхождение» и другие. Часто художник строит композицию на симметрии, которую впервые применили еще первобытные художники неолита. Одним из примеров - философская работа «Два волка», где черный и белый волк – это размышления о Добре и Зле. Как сказал один мудрец: «Каким человеком будешь ты, зависит от того, какого волка в себе ты больше кормишь». В этой картине автор копирует изображение стилизованного тотемного животного волка с древних петроглифов Казахстана.

 

 

 «Два волка» холст, акрил  2017г

.
Почти каждое произведение мастера – рассказ, который он ведет не с помощью передачи какого-либо действия, наоборот, в работах Ерлана оно часто отсутствует. Перед нами фигуры или застывшие в наивысшей точке амплитуды движения, как например, в картине «Амазонка», в момент выстрела из лука в цель; или пребывающие в покое, находящиеся в своих размышлениях  - «Происхождение». В таких работах чаще всего фоном служит черный цвет, что возводит работы в ранг философских.


В работах «Город осенью», «Декабрь», «динамики, движения. Самые «свежие» работы уже отличаются по своей тематике и задумке. В них исчезает черный фон, они более наглядны и понятны. Это уже отражает день сегодняшний, настоящую жизнь художника. В произведении «Город осенью» автор выступает как интересный сочинитель.


Внимание художника приковано зачастую к таким моментам из нашей жизни, на которые обычные люди не обращают внимание. В произведении «Город осенью» художник рассказывает о нашей суетливой жизни, в повседневности которой мы часто не замечаем удивительных моментов, будь даже на небе НЛО! И только художник, как и ребенок, еще способен уловить это неповторимое и удивительное вокруг нас.  Работа «Физические сны или сон физика» - это впечатления от просмотра документально-художественного фильма о жизни великого гения Альберта Эйнштейна. Работу ведет  монохромно в  терракотовой тональности, все с той же долей декоративности. Эти работы по своему решению и исполнению очень близки книжной иллюстрации и мультипликации. Они полны динамики, движения, переданные ритмом диагональных линий  и повторяющихся цветовых пятен,  повторяющихся дуг и окружностей.
Первыми смогли познакомиться с творчеством Ерлана Гаймолдина  жители Астаны летом 2017 года. В начале 2018 года такую возможность получили все жители Караганды. Автор планирует в этом году поездку в Алматы с выставкой своих работ, где, мы надеемся, она будет пользоваться большим интересом.
Возможность познакомиться с удивительным творчеством  нашего земляка Ерлана Гаймолдина станет отличным подарком всем любителям искусства. Кураторы и организаторы выставки уверены, что творчество карагандинца Ерлана Гаймолдина станет добрым знаком  для дальнейшего развития изобразительного искусства нашего города.

 

Научный сотрудник Кар.Обл.Музей ИЗО – Храпко Виктория Вячеславовна