09 января 2018 года ИНДУСТРИАЛЬНЯ КАРАГНАДА


Рыцарь и поэт


Автор: Айгуль ОМАРОВА, научный сотрудник областного музея изобразительного искусства

 

 

 

В караганде, наверное, в единственном из городов казахстана и снг, установлен памятник генриху фогелеру перед зданием немецкого центра «wiedergeburt». генрих эдуардович был не только художником, он известен как архитектор, иллюстратор и дизайнер. он - один из создателей и главный представитель немецкого модерна. имя фогелера широко известно в германии - в бремене, где он родился 12 декабря 1872 года, в ворпсведе, где плодотворно жил и работал. мировую славу ему принесло творчество книжного иллюстратора, затем творчество в колонии художников ворпсведе. среди соратников по колонии - «офицеров живописи», как их называли современники, он отличался восторженностью миром, любовью к старинным и романтическим преданиям, что снискало ему славу «рыцаря и поэта».

 

 

 


В маленькой деревушке однажды выросло поместье Баркенхофф (Березовый двор), спроектированное и построенное мастером, как и здание вокзала в Ворпсведе. В начале ХХ века появилась «фирменная» фогелеровская мебель, серебряные столовые приборы с ручками в виде тюльпанов (их до сих пор выпускают в Бремене), ковры, женские украшения и другое. Фогелер оформлял журнал символистов «Остров», участвовал в европейских выставках, а в Дрездене впервые представил интерьер дамской комнаты. Затем появились проекты домов и сами дома для рабочих. По эскизам Фогелера фарфоровые заводы в Берлине и Мейсене производили чудесные сервизы и статуэтки. Вершиной его дизайна стал интерьер Золотой палаты городской ратуши в Бремене в стиле модерн, а его личное счастье пополнилось рождением трех дочерей, подаренных супругой и музой Мартой.


Во время Первой мировой войны Фогелер воевал на Восточном фронте и написал открытое письмо кайзеру Вильгельму II в виде сказки «Добрый Господь», за что был помещен в психиатрическую больницу. Выйдя, в своем поместье создал коммуну «Рабочее товарищество» - общественный проект для тружеников сельского хозяйства и ремесленников. 


Генрих Фогелер верил, что художественные реформы улучшат жизнь общества. Большое впечатление на него произвели творения Л. Толстого, М. Горького, Л. Троцкого. Вера в идеалы, которые должны были, по его убеждению, изменить мир, привели Фогелера в Советский Союз, где он часто бывал с 1923 года. Его пригласили возглавить отделение художественного воспитания Московского университета национальных меньшинств Запада, но основной целью поездок было посещение молодых республик.


Фогелер выпустил книгу об увиденном, а в 1926 году отправился в Таджикистан, Узбекистан, из Самарканда поехал в Баку и принял участие в VIII выставке Ассоциации революционных художников России. Позже он выступал с докладами в Германии и стал одним из организаторов Ассоциации революционных художников Германии. В 1930 году в Ворпсведе он провел выставку своих работ о хозяйственных и социальных достижениях советских республик.

 

 

 

Художник-антифашист переезжает в Москву с новой семьей в 1931 году, куда его пригласили в качестве консультанта по вопросам массового строительства. Он ставит целью поддержание мира через взаимообогащение культур, для немецкой колонии Энгельс в Поволжье переводит с русского на немецкий школьные учебники, иллюстрирует детские книги. Некоторое время живет в Одессе, работая сценографом местного немецкоязычного театра и создает фигурки для немецкого кукольного театра. 


В России Фогелер близко общался со многими деятелями искусств, видными партийными представителями, хотя сам не был партийцем. В 1934 году московским издательством «Два мира» опубликован сборник карикатур с 34 работами Фогелера под заголовком «Третий Рейх». В этот период проходит его первая персональная выставка. Его вторая супруга - Софья, дочь видного революционного деятеля Юлиана Мархлевского, сподвижника В. Ленина, тесно связанного с немецкими социал-демократами К. Либкхнетом, Р. Люксембург, А. Бебелем, К. Цеткин. С Кларой Цеткин Фогелера тоже связывала дружба на политическом поприще. Он написал несколько ее портретов. 


В мае 1941-го в Москве открылась еще одна персональная выставка Генриха Эдуардовича - последняя из 80 работ. Когда началась война Германии против СССР, Фогелер стал работать в отделе пропаганды Главного политуправления Красной Армии по составлению агитлистовок. Но сталинские репрессии добрались и до него: он оказался ссыльным в колхозе Первого мая Ворошиловского района Карагандинской области (ныне село Керней, Бухаржырауский район). 
Работу над антифашистскими листовками Генрих Фогелер продолжал в Казахстане: «Я пишу и рисую картины битв. Это действует на настроение немецких солдат, открывает им глаза на правду, направляет их взгляды против убийцы Гитлера и заставляет думать о спасении Германии перед ее закатом…» Условия были тяжелыми: художник умер в 1942 году от голода и истощения в больнице села Хорошевского. Находясь в изоляции среди малограмотных крестьян, он ощущал полное душевное одиночество в отрыве от работы и семьи. 


До середины 80-х годов ни его сын Ян Юрген Фогелер, ни кто-либо другой не знали о месте захоронения художника. С перестройкой на запросы профессора МГУ Яна Фогелера стали находиться ответы: помог немецкий исследователь жизни и творчества Г. Фогелера Вернер Хоман. В 1986 году на кладбище в селе Керней силами местной власти установили надгробный памятник Генриху Фогелеру из серого гранита.
Благодаря Вернеру Хоману и активному члену общества Фогелера Гюнтеру Рюппину, журналисту республиканской газеты «Freundschaft» Артуру Герману (родной дядя певицы Анны Герман), краеведу Юрию Попову, художникам Марату Джунусову, Юрию Гуммелю, а также работникам культуры и искусствоведам Бахитжан Жантыбаевой, Наталье Иваниной и другим, установлены место последних дней жизни и смерти Фогелера и место предполагаемого захоронения. Сборник статей и мемуаров под названием «Werden» («Становление»), над которым Фогелер работал в Корнеевке, опубликован в 1989 году в Германии.
Вернер Хоман, в свою очередь, дважды приезжал в Караганду. В апреле 1989 года здесь был и Ян Фогелер - они вместе посетили памятник на могиле художника в Корнеевке. В этом же году создан немецкий центр «Wiedergeburt», а В. Хоман основал музей Генриха Эдуардовича в Корнеевской средней школе. В фондах Карагандинского музея изобразительного искусства находится докторская диссертация Хомана на немецком языке о творчестве художника. Музей имеет коллекцию книг о нем, в том числе ксерокопии его писем и фотографий, а также письма Хомана к Юрию Попову, который тоже пополнил историю Фогелера в Казахстане. Перу Ю. Попова принадлежат публикации в местной периодике, а итогом его работы стала вышедшая в 2008 году книга «Последний приют Фогелера». 


В нашей области есть еще один скульптурный портрет Фогелера в бронзе, созданный карагандинским скульптором немецкого происхождения, заслуженным деятелем искусств Юрием (Гюнтером) Гуммелем: он подарен школьному музею в Корнеевке. Гуммель создал несколько скульптур художника - одна из них воплощает молодого Фогелера и находится в доме-музее в Ворпсведе, другая приобретена Третьяковской галереей в Москве.
Многие художники Караганды увлечены темой «фогелерианы». Владимир Малькевич посвятил серию картин в память живописцу: одна из них - ксилография «Последнее пристанище», хранится в музее вместе с другими работами: «Ника поверженная» и более поздней «Билык и Фогелер». Карагандинский художник с немецкими корнями Виктор Арент ознакомился с наследием Г. Фогелера в Германии, поведав об этом в творческом отчете. Известна и книга ученого Нурлана Дулатбекова «Черным карандашом Карлага», в которой повествуется о Фогелере, а также графический цикл Гуммеля «Трудармия». Одна из работ Фогелера из золотой коллекции музея - живописное полотно «Генделен», написана им в последней поездке на Кавказ в 1941 году. Другая, «Первое лето», офорт раннего творчества, привезена немецким обществом Г. Фогелера из Ворпсведе.


В августе 2015 года немецким центром «Wiedergeburt» при финансовой поддержке Посольства ФРГ в Казахстане установлена мемориальная плита Генриху Фогелеру в селе Белагаш (бывшее Хорошевское). Музей изобразительного искусства и немецкий центр «Wiedergeburt» представили тогда каталог из 250 музейных экспонатов и произведений: это позволит из любой точки мира обратиться к наследию немецких мастеров из Казахстана. 
Фогелеровская идея поддержки художников, их начинаний, достижений жива как в Германии, так и в Казахстане. В фонде Фогелера в Ворпсведе учатся и получают стипендию будущие художники, а выставка, организованная казахстанской и германской сторонами в июне 2016 года, побывала в России, Туркмении, Киргизии и городах Казахстана. О том, что мастера помнят, свидетельствует и его портрет, представленный на областном конкурсе «Үміт-2017» в музее изобразительного искусства: полотно, написанное восковыми мелками заключенным А. Тусупхановым, заняло I место в разделе «Графика».